«Формы работы по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель д/с 10 Быкова Л.Н.
Основные направления работы: Развитие словаря. Развитие словаря. Воспитание ЗКР. Воспитание ЗКР. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Развитие связной речи. Воспитание интереса и любви к художественному слову. Воспитание интереса и любви к художественному слову.
Принципы развития связной речи: Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Развитие языкового чутья. Развитие языкового чутья. Формирование элементарного осознания явлений языка. Формирование элементарного осознания явлений языка. Обогащение мотивации речевой деятельности. Обогащение мотивации речевой деятельности. Обеспечение активной языковой практики. Обеспечение активной языковой практики.
Средства развития речи: Общение взрослых и детей. Культурная языковая среда. Обучение на специальных занятиях. Художественная литература. Занятия по другим разделам программы. Искусство, музыка, театр.
Методы развития связной речи: Наглядные. Наглядные. Словесные. Словесные. Практические. Практические.
Ведущими формами выступают: Образовательные ситуации Специальные занятия Ситуации общения
Образовательные ситуации: - планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня; - длится от 3-5 до 10 минут; - предполагает участие небольшой подгруппы детей; - несколько ситуаций с одним дидактическим средством; - повтор одной ситуации с разными подгруппами детей; - могут быть реально- практическими и игровыми.
Важной формой работы по развитию речи является занятие: 1.Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу. 2.На занятии решается основная речевая задача. 3.Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми. 4.Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание занятия и возможности детей.
Приёмы обучения: Показ и рассматривание предмета Выполнение действий с предметом Просьбы, поручения Повторение за ребёнком слов, словосочетаний, предложений Вопросы, ответы Опосредствованное общение через игрушку Многократное проговаривание речевого материала Комментирование действий.
Третьей основной формой работы являются ситуации общения.
«Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.» Е.И. Тихеева