Территория расселения Буряты - коренное население Республики Бурятия, Усть - Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области и Агинского Бурятского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хозяйственный уклад у бурят Романенко светы 10 б.
Advertisements

Народы России. Буряты - основное население Бурятии (273 тыс. человек), живут также в Иркутской, Читинской областях, в Дальневосточном федеральном округе.
БУРЯТЫ
Буря́ты (Буря́т- монго́лы; самоназвание буряад) народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. Буряты подразделяются на ряд субэтносов булагаты, эхириты,
Ногайская национальная одежда.
КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА
Юрта- национальное жилище бурят. Презентация подготовлена: Воспитателем МБДОУ 47 «Ёлочка» Гомбоевой А.Б.
Казахи в Саратовской области Выполнила Гузенкова М.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Монголия – страна гор и равнин. Можно выделить горный запад и равнинный восток. Горные хребты относятся большей частью к системе Алтая и носят название.
Народ коми прошёл длинный и сложный путь исторического развития.
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Культура кочевого народа (саки, скифы и др.). Саки и скифы В I тысячелетии до н.э. на огром­ной территории - от Северного При­ черноморья до границ современно­го.
Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные хакасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими.
Восточные славяне. Урок в 6 классе. Учитель МОУ БСОШ97 Суслина С.Н.
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Выполнила: ученица 6 «А» класса Нальгиева Амина. Кабардинцы представляют адыгский субэтнос на территории Северного Кавказа. Из 520 тысяч кабардинцев в.
Транксрипт:

Территория расселения Буряты - коренное население Республики Бурятия, Усть - Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Буряты проживают также в Монголии, Казахстане, в других странах СНГ.

Бурятский язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Кроме бурятского среди бурят распространён также монгольский язык. Бурятский язык подразделяется на 15 диалектов.

Религия По официальным данным, в дореволюционный период западные буряты в основном исповедовали православие, восточные были приверженцами ламаизма, одной из форм буддистского вероучения. В 18 веке ламаизм действительно пустил там глубокие корни. Православие же не сумело вытеснить древние шаманистские верования и имело поверхностный характер.

Как и другие шаманисты, буряты населяли весь мир духами. Духи, по их представлениям, делятся на 4 ранга. Два высших ранга - тэнгэрины и их дети хаты - подразделяются на добрых ( западных ) и злых ( восточных ), между которыми идёт постоянная война. Те и другие живут на небесах. Земной мир населяют заяны и эджины, которые помогают человеку, но он должен оказывать им постоянные знаки внимания. Шаманы у бурят делились на белых и чёрных : белые служили добрым, чёрные - злым.

Считалось, что способность общаться с духами передаётся по наследству, но вместе с тем молодые шаманы проходили специальное обучение, которое заканчивалось обрядом посвящения. Одежда шамана отличалась большим числом подвесок : бубенчиков, металлических фигурок, дисков, изображающих солнце, и т. д. Голову шамана украшал железный шлем с рогами. Действия бурятских шаманов несколько отличались от обычных камланий, совершавшихся шаманами других народов Сибири.

Хозяйство В период появления первых русских переселенцев в Прибайкалье преобладающую роль в экономике бурятских племён играло кочевое скотоводство. Скотоводческое хозяйство бурят основывалось на круглогодичном содержании скота на пастбище на подножном корму. Буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов.

В течение вв. под влиянием русского населения в экономике бурят произошли изменения. Чисто скотоводческое хозяйство сохранилось лишь у бурят, живших по р. Онону на юго - востоке Бурятии. В других районах Забайкалья сложилось комплексное скотоводческо - землевладельческое хозяйство, при котором только богатые скотоводы продолжали кочевать весь год, скотоводы среднего достатка и владельцы малочисленных стад перешли к частичной или полной оседлости и стали заниматься земледелием. В Предбайкалье, где земледелие в качестве подсобной отрасли практиковалось и прежде, сложился земледельческо - скотоводческий комплекс.

За исключением кузнечного и ювелирного дела буряты не знали развитого ремесленного производства. Их хозяйственные и бытовые нужды практически полностью удовлетворяло домашнее ремесло, для которого сырьём служили древесина и продукция скотоводства : кожа, шерсть, шкуры, конский волос и др. Буряты сохранили пережитки культа « железа »: железные изделия считались оберегом. Нередко кузнецы одновременно являлись и шаманами к ним относились с почтением и суеверным страхом. Профессия кузнеца была наследственной. Бурятские кузнецы и ювелиры отличались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центральной Азии. Традиции скотоводческого хозяйства и кочевого быта, несмотря на увеличение роли земледелия, оставили в культуре бурят значительный след.

Жилище Древней формой бурятского традиционного жилища была типичная кочевничевская юрта, основу которой составляли легко перевозимые решётчатые стенки. При установке юрты стенки ставились по кругу и связывалтсь волосяными шнурами. Купол юрты покоился на наклонных шестах, которые нижним концом опирались на стены, а верхним прикреплялись к деревянному обручу, служившему дымовым отверстием. Сверху каркас покрывался войлочными покрышками, которые обвязывались верёвками.

Вход в юрту всегда был с юга. Его закрывала деревянная дверь и стёганая войлочная кошма. Пол в юрте обычно был земляной, иногда его выстилали досками и войлоками. Очаг всегда располагался в центре пола. По мере перехода к оседлости войлочная юрта стала выходить из употребления. В Предбайкалье она исчезла уже к середине 19 в. На смену юрте пришли многоугольные ( чаще восьмиугольные ) в плане деревянные срубные посторойки. Они имели покатую крышу с дымовым отверстием в центре и были подобны войлочным юртам. Нередко они сосуществовали с войлочными юртами и служили летним жилищем.

Внутренняя обстановка. Внутри традиционного бурятского жилища, как и у других скотоводческих народов, существовало определённое обычаем размещение утвари и имущества. За очагом напротив входа находилось домашнее святилище, где у бурят - ламаистов стояли изображения будд - бурханы и чаши с жертвенной пищей, а у бурят - шаманистов находился ящик с человеческими фигурками и шкурками животных, которые почитались как воплощение духов - онгоны. Налево от очага было место хозяина, направо - место хозяйки. В мужской половине размещались принадлежности охоты и мужских промыслов, в женской - кухонная утварь.

Традиционная одежда. Мужская и женская одежда бурят относительно мало отличалась. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Халат шился на подкладке, зимний халат подбивался мехом. Традиционным головным убором у мужчин была коническая шапка с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты. Женщины носили остроконечную шапку с меховой опушкой, от верха шапкт спускалась красная шелковая кисть. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутыми кверху носком.

Излюбленными украшениями женщин были височные подвески серьги, ожерелья, медальоны. На рубеже вв, традиционный костюм постепенно стал уступать место русской городской и крестьянской одежде, особенно быстро это происходило в западной части Бурятии.

Пища В пище бурят большое место занимали блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов. Впрок заготавливалось не только кислое молоко, но и сушёная спрессованная творожистая масса - хурут, которая заменяла скотоводам хлеб. Из молока при помощи специального перегонного аппарата изготавливался опьяняющий напиток тарасун ( архи ), обязательно входивший в состав жертвенной и обрядовой пищи. Потребление мяса зависело от кол.- ва скота, которым владела семья.

Летом предпочитали баранину, зимой резали крупный рогатый скот. Мясо отваривали в слегка посолённоё воде, отвар пили. В традиционной кухне бурят был также ряд мучных блюд, но хлеб они начали печь только под влиянием русского населения. Подобно монголам, буряты пили кирпичный чай, в который наливали молоко и клали соль и сало.

Социальная организация. На рубеже вв. основной формой бурятской семьи была малая моногамная семья. Допускаемое обычаем многожёнство встречалось, главным образом, в среде богатых скотоводов. Несмотря на ослабление кровнородственных и родо - племенных связей и замену их территориально - производственными связями, родовые отношения играли в жизни бурят большую роль, особенно у бурят Предбайкалья. Члены одного рода должны были оказывать сородичам помощь Ю участвовать в общих жертвоприношениях и трапезах, выступать в защиту сородича и нести ответственность в случае совершения сородичам правонарушения.

Каждый бурят должен был знать свою генеалогию. В целом социальный строй Бурятии накануне Октябрьской революции представлял сложное переплетение пережитков первобытнообщинных и классовых отношений. И у западных, и у восточных бурят существовало сословие феодалов ( тайши и нойоны ), выросшее из родовой аристократии !