УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Научная библиотека О. Д. Опарина, 2010 О. Д. Опарина, 2010 Занятие 1
2 ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Подходы:ПедагогическиеТехнологические Библиотечно-информационные и др.
3 ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Уровни (по И.Г. Захаровой): РесурсныйПредметныйИндивидуальный
4 СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Характеристики:РаспределённостьТрансформируемостьМобильность
5 ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ИОС рост количества информационных ресурсов и их многоформатность интеллектуализация информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) информатизация образования глобализация и виртуализация социальных процессов
6 ИЗМЕНЕНИЯ В обществе В высшем образовании В технологиях В библиотеке
7 ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ «С начала нашей эры первое удвоение знаний в обществе произошло к 1750 году. Второе удвоение – к началу XX века, третье – к 1950 году. С этого момента объём знаний у человечества удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1997 года – ежегодно. Полагают, что объём знаний в мире к началу XXI века увеличился более чем в 250 тыс. раз» А. Еляков А. Еляков Быстрое устаревание информации: срок старения в большинстве отраслей знания составляет от 9 до 12 лет, а в сфере информационных технологий – не превышает двух лет И.И. Борисов, С.А. Запрягаев И.И. Борисов, С.А. Запрягаев
8 ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗДАНИИ КОНТЕНТА Традиционно: Автор пишет Издатель издаёт Распространитель распространяет Библиотека предоставляет Читатель пользуется документами Сегодня: Автор создаёт контент Автор издаёт (распространяет) Есть альтернативные способы предоставления контента Пользователь помещает контент в персональное устройство
9 РОСТ ОБЪЁМА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Интернет-ресурсы: около 20 миллиардов общедоступных и более 500 миллиардов защищённых паролями страниц Печатные издания: свыше миллиона изданий ежегодно Электронные институциональные ресурсы – в геометрической прогрессии
10 ИЗМЕНЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Увеличение общего числа студентов Рост количества разновозрастных и частично работающих студентов Повышение стоимости печатных материалов Увеличение количества вузовских публикаций Рост финансовых затрат
11 ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ Изменения в образовательных технологиях (индивидуализация, гуманитаризация обучения, Болонский процесс) Развитие информационно- коммуникационных технологий (библиотека как компонент единой информационно- образовательной среды)
12 ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ИКТ технологии семантического поиска искусственный интеллект обучающие технологии
13 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ создание многоуровневых образовательных комплексов интеграция образовательных систем регионов и стран (общеевропейская интеграция), образовательных учреждений и других социальных структур (науки, бизнеса и т.п.) виртуализация общения (блоги, видеоконференции, порталы, форумы, социальные сети) виртуализация общения (блоги, видеоконференции, порталы, форумы, социальные сети)
14 ИЗМЕНЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ Усиление обучающей роли библиотек и прямая зависимость между использованием библиотечных информационных ресурсов и уровнем развития учебной среды Совмещение виртуальной и физической среды Непрерывный рост количества электронных ресурсов Эволюция от стратегии владения к стратегии доступа
15 ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Интеграция информационных ресурсов Организация доступа к информации Навигация в информационном пространстве Обучение пользователей навыкам работы с информацией
16 ИНТЕГРАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Информационно-ресурсное обеспечение учебного процесса Создание, поддержка и эксплуатация электронных библиотек, как собственной генерации, так и заимствованных Развитие сервисов удалённого доступа: удаленный заказ, продление выдачи документа электронная доставка документов виртуальное справочное обслуживание Обучение информационной грамотности Интеграция спецкурсов по информационным ресурсам в учебные дисциплины
17 РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Приближение к международным стандартам качества библиотечного обслуживания, таким, как открытый доступ к фонду и др. Комфортность условий работы пользователей библиотеки Предоставление удалённых информационных сервисов Внедрение новых информационных технологий
18 ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫМИ РЕСУРСАМИ Надёжность и достоверность сетевых ресурсов Авторское право в киберпространстве Изобилие информационных ресурсов и форматов Нехватка информационной грамотности, критического мышления
19 ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Данные проекта IMPEL2: преподаватели часто не представляют, какие ресурсы и сервисы предоставляются библиотекой. Этим объясняется разное отношение студентов к использованию библиотечных ресурсов и разные уровни их навыков информационного поиска И у студентов, и у преподавателей главные факторы пользования электронными ресурсами – компьютерная грамотность и возраст
20 ИЗ СТАНДАРТА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ACRL (США) «Изобилие информации не делает общество более просвещённым без наличия дополнительных навыков эффективного использования информации»
21 СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Информационно грамотный пользователь: формулирует тематику необходимой информации результативно проводит информационный поиск критически оценивает полученную информацию интегрирует отобранную информацию в свою систему знаний эффективно использует информацию понимает экономические, юридические и социальные аспекты использования информации соблюдает этику и законность при доступе к информации
22 НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА УрГУ Общий фонд 1,3 млн. экз. Электронный каталог 180 тыс. записей 118 компьютеров, 55 – для пользователей 2 Информационных центра открытого доступа 14 тыс. пользователей ежегодно Научно-исследовательская работа по 3-м направлениям Обучение студентов, аспирантов, преподавателей Доступ к 80 базам данных Формирование электронного университетского архива Руководство региональным библиотечным консорциумом Участие в российских и международных организациях и проектах
23 ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В НБ УрГУ Электронные каталоги Залы открытого доступа к информации Доступ к ресурсам Интернет через Web-сайт библиотеки Широкий спектр дополнительных сервисных услуг (сканирование, запись на съёмные носители, фотографирование цифровым аппаратом и т.п.) Сетевой доступ к ресурсам Интернет: из библиотеки из Интернет-залов университета с компьютеров кафедр
24 КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ Опарина Ольга Дмитриевна, зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки УрГУ Телефон: (343) Эл. почта: Web-сайт Научной библиотеки УрГУ: