УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новая информационная среда Научной библиотеки Томского государственного университета Волкова Л.И., Ерохина Г.С. Томский государственный университет.
Advertisements

Региональная научная библиотека: что делать? Опарина Ольга Дмитриевна, директор СОУНБ им. В.Г. Белинского, кандидат педагогических наук О.Д. Опарина,
Тенденции развития и автоматизации вузовской библиотеки: от электронного каталога к мобильным решениям Плотников Павел, Директор Департамента Маркетинга.
Практический опыт продвижения электронных ресурсов в вузовской среде Российский университет дружбы народов (На примере РУДН) Лотова Елена Юрьевна, Фомичева.
Инвариантные компоненты единой информационно- образовательной среды учебного учреждения Практическая конференция «Информационные технологии и решения –
Организация научно- исследовательской деятельности в Интернете Опарина Ольга Дмитриевна, Опарин Дмитрий Всеволодович О.Д. Опарина, Д.В. Опарин, 2014.
О приоритетных направлениях использования информационно- коммуникационных технологий в области культуры Herceg Novi 2011 Докладчик: Суконкин Александр.
Ольга Николаевна ПоповаНиколай Матвеевич и Мария Константиновна Ломковские.
Лекция- презентация для студентов Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Новые технологии в библиотечно- информационной практике.
Типовые характеристики информационного поведения современного пользователя библиотеки по результатам республиканского исследования.
Российские библиотечные консорциумы для совершенствования электронных сервисов Александр Племнек, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Информационное обеспечение учебного процесса на основе портальных технологий Цай Екатерина Зам. начальника Отдела ИТО, Ярославский филиал МЭСИ
ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КУЗБАССА ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ В.А. Никулина директор ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова, президент НБП «Кузбасские.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
Анищенко Л.Н., зам. директора НБ БелГУ Открытый доступ к информации: этапы реализации Белгородской декларации Белгородской декларации Научно-практический.
Региональный аспект развития НБ ТГУ. Факторы успеха. Докладчик М. О. Шепель.
Образовательный портал БГУ как системное многоуровневое объединение образовательных ресурсов, сервисов региона в Интернете
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ.
Развитие единого информационного пространства системы образования города Перми.
Информационно-ресурсный центр Ташкентского промышленного профессионального колледжа Обслуживание всех категорий пользователей в Информационно- ресурсном.
Транксрипт:

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Научная библиотека О. Д. Опарина, 2010 О. Д. Опарина, 2010 Занятие 1

2 ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Подходы:ПедагогическиеТехнологические Библиотечно-информационные и др.

3 ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Уровни (по И.Г. Захаровой): РесурсныйПредметныйИндивидуальный

4 СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Характеристики:РаспределённостьТрансформируемостьМобильность

5 ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ИОС рост количества информационных ресурсов и их многоформатность интеллектуализация информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) информатизация образования глобализация и виртуализация социальных процессов

6 ИЗМЕНЕНИЯ В обществе В высшем образовании В технологиях В библиотеке

7 ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ «С начала нашей эры первое удвоение знаний в обществе произошло к 1750 году. Второе удвоение – к началу XX века, третье – к 1950 году. С этого момента объём знаний у человечества удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1997 года – ежегодно. Полагают, что объём знаний в мире к началу XXI века увеличился более чем в 250 тыс. раз» А. Еляков А. Еляков Быстрое устаревание информации: срок старения в большинстве отраслей знания составляет от 9 до 12 лет, а в сфере информационных технологий – не превышает двух лет И.И. Борисов, С.А. Запрягаев И.И. Борисов, С.А. Запрягаев

8 ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗДАНИИ КОНТЕНТА Традиционно: Автор пишет Издатель издаёт Распространитель распространяет Библиотека предоставляет Читатель пользуется документами Сегодня: Автор создаёт контент Автор издаёт (распространяет) Есть альтернативные способы предоставления контента Пользователь помещает контент в персональное устройство

9 РОСТ ОБЪЁМА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Интернет-ресурсы: около 20 миллиардов общедоступных и более 500 миллиардов защищённых паролями страниц Печатные издания: свыше миллиона изданий ежегодно Электронные институциональные ресурсы – в геометрической прогрессии

10 ИЗМЕНЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Увеличение общего числа студентов Рост количества разновозрастных и частично работающих студентов Повышение стоимости печатных материалов Увеличение количества вузовских публикаций Рост финансовых затрат

11 ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ Изменения в образовательных технологиях (индивидуализация, гуманитаризация обучения, Болонский процесс) Развитие информационно- коммуникационных технологий (библиотека как компонент единой информационно- образовательной среды)

12 ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ИКТ технологии семантического поиска искусственный интеллект обучающие технологии

13 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ создание многоуровневых образовательных комплексов интеграция образовательных систем регионов и стран (общеевропейская интеграция), образовательных учреждений и других социальных структур (науки, бизнеса и т.п.) виртуализация общения (блоги, видеоконференции, порталы, форумы, социальные сети) виртуализация общения (блоги, видеоконференции, порталы, форумы, социальные сети)

14 ИЗМЕНЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ Усиление обучающей роли библиотек и прямая зависимость между использованием библиотечных информационных ресурсов и уровнем развития учебной среды Совмещение виртуальной и физической среды Непрерывный рост количества электронных ресурсов Эволюция от стратегии владения к стратегии доступа

15 ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Интеграция информационных ресурсов Организация доступа к информации Навигация в информационном пространстве Обучение пользователей навыкам работы с информацией

16 ИНТЕГРАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Информационно-ресурсное обеспечение учебного процесса Создание, поддержка и эксплуатация электронных библиотек, как собственной генерации, так и заимствованных Развитие сервисов удалённого доступа: удаленный заказ, продление выдачи документа электронная доставка документов виртуальное справочное обслуживание Обучение информационной грамотности Интеграция спецкурсов по информационным ресурсам в учебные дисциплины

17 РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Приближение к международным стандартам качества библиотечного обслуживания, таким, как открытый доступ к фонду и др. Комфортность условий работы пользователей библиотеки Предоставление удалённых информационных сервисов Внедрение новых информационных технологий

18 ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫМИ РЕСУРСАМИ Надёжность и достоверность сетевых ресурсов Авторское право в киберпространстве Изобилие информационных ресурсов и форматов Нехватка информационной грамотности, критического мышления

19 ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Данные проекта IMPEL2: преподаватели часто не представляют, какие ресурсы и сервисы предоставляются библиотекой. Этим объясняется разное отношение студентов к использованию библиотечных ресурсов и разные уровни их навыков информационного поиска И у студентов, и у преподавателей главные факторы пользования электронными ресурсами – компьютерная грамотность и возраст

20 ИЗ СТАНДАРТА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ACRL (США) «Изобилие информации не делает общество более просвещённым без наличия дополнительных навыков эффективного использования информации»

21 СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Информационно грамотный пользователь: формулирует тематику необходимой информации результативно проводит информационный поиск критически оценивает полученную информацию интегрирует отобранную информацию в свою систему знаний эффективно использует информацию понимает экономические, юридические и социальные аспекты использования информации соблюдает этику и законность при доступе к информации

22 НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА УрГУ Общий фонд 1,3 млн. экз. Электронный каталог 180 тыс. записей 118 компьютеров, 55 – для пользователей 2 Информационных центра открытого доступа 14 тыс. пользователей ежегодно Научно-исследовательская работа по 3-м направлениям Обучение студентов, аспирантов, преподавателей Доступ к 80 базам данных Формирование электронного университетского архива Руководство региональным библиотечным консорциумом Участие в российских и международных организациях и проектах

23 ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В НБ УрГУ Электронные каталоги Залы открытого доступа к информации Доступ к ресурсам Интернет через Web-сайт библиотеки Широкий спектр дополнительных сервисных услуг (сканирование, запись на съёмные носители, фотографирование цифровым аппаратом и т.п.) Сетевой доступ к ресурсам Интернет: из библиотеки из Интернет-залов университета с компьютеров кафедр

24 КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ Опарина Ольга Дмитриевна, зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки УрГУ Телефон: (343) Эл. почта: Web-сайт Научной библиотеки УрГУ: