Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ г
Что такое обучение? И.П. Подласый дает такое определение:«Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение поставленной цели»
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение: «Подход- совокупность приемов, способов(в воздействии на кого- что-нибудь, в изучении чего- нибудь, в ведении дела)»
Современный- стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени. Современный подход к обучению– это тот, который отвечает требованиям современного общества.
Современный подход к обучению имеет своей целью: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
Личностно-ориентированный подход Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Интерактивный подход Интерактивный подход это определенный тип деятельности обучающихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.
Интерактивные подходы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки,представления,песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями,видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)»; разрешение проблем («Дерево решений.)
Развивающее обучение Основу содержания обучения должна составлять система научных понятий. Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития обучающихся.
В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно- логическому, в дальнейшем к теоретическому. Итак, специфический результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности.
Игровые подходы Игровое обучение это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
Проблемный подход Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.
Программированное обучение Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Метод проектов Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Коммуникативный подход в обучении «Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого обучающиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи».
Компетентностный подход «Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов…»
Инновационные подходы к обучению «Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.
Все современные подходы к организации учебно- воспитательного процесса ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, способность самостоятельного решения поставленных проблем. Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации», но и «контролер. Учитель, проводя занятие с большой группой детей, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что полностью соответствует требованиям современного общества к обучению.
Использование современных подходов к организации процесса обучения на уроке реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности. Комплексное использование современных подходов имеет большое значение в организации процесса обучения, но, несмотря на это имеются также и некоторые недостатки, устранение которых может значительно улучшить его качество, а также стать хорошей помощью для учителя в реализации современных подходов к организации процесса обучения.