Формирование ключевых компетенций старшеклассников Л.Б. Проявко, учитель английского языка МКОУ СОШ С. Золотая Долина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые компетенции учащегося В аспекте реализации компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.
Advertisements

монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 63»
Ф ОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ О ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МОУ «Дороховская СОШ» Учитель истории и обществознания Вербшина Галина.
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной.
Тема факультативного занятия « Строение, свойства и функции клетки» Цель: На основе знаний умений и навыков получаемых учащимися на уроках развивать ключевые.
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 68 г.Краснодар Демихина Ольга Александровна.
Компетентностный подход как основа реализации стандартов второго поколения.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
вопросы для сравненияакадемические учебные предметы компетентностные учебные предметы 123 Что это за предметы?история биология география химия физика.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Технология проекта. Современные технологии: коммуникативная задачная игровая парацентрическая.
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Зеленцова Е.О.. Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и воспринимать и основную мысль текста систематизировать устную и письменную материал.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Транксрипт:

Формирование ключевых компетенций старшеклассников Л.Б. Проявко, учитель английского языка МКОУ СОШ С. Золотая Долина

В стратегии модернизации содержания общего образования современной России компетентностный подход является одним из направлений обновления образования и в основу содержания общего образования должно быть положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для него проблем. Формирование ключевых компетенций старшеклассников

Характерные признаки некомпетентстного и компетентностного обучения Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов, теорий. Учитель ставит вопросы « Что» и « Почему» и отвечает на них вместе с учениками. Главная цель учебного процесса – изучение основ наук. Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями. Оценивается накопленный багаж дидактических единиц. Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область « чистой науки». Наука – основа содержания образования - рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем. Учитель ставит вопросы « Зачем» и « Как» и отвечает на них вместе с учениками. Изучение « основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления. Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях. Применение знаний и умений проводится в жизненных или приближенных к жизненным ситуациям. Школа готовит человека к решению жизненных проблем.

Готовность человека к мобилизации знаний и умений, и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные. Ключевые компетенции являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Во – первых, способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности ( семья, досуг, хобби, трудовая деятельность, отношения с людьми); во – вторых, способность действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнения её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов; в – третьих, имеется в виду решения проблем, актуальных для старших школьников. Компетенции в отличии от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, « собираются» лишь в момент её реализации, т. е. в ответ на личностно значимую ситуацию. Компетенция -

Ключевая компетенция имеет следующие компоненты: Внутренние ресурсы - это знания, умения, навыки предметного, межпредметного и жизненного характера. В общем виде знания – интеллектуальный контекст, в котором работает человек; умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определённой задачи. Внешние ресурсы - всё то, что может привлечь ученик для решения возникшей проблемы: Информационные ресурсы – справочники, энциклопедии, интернет, эксперты и др; Человеческие ресурсы – различные социальные партнёры, классный руководитель, старшеклассник, родители; Финансовые, материально – технические, технологические ресурсы.

Целенаправленное управление ресурсным пакетом: определение состава ресурсов, необходимого для эффективной деятельности в конкретной ситуации, поиск и активизация необходимых внешних и внутренних ресурсов, их согласование. Самоуправление формируется в процессе обучения, на основе опыта разрешения множества разнообразных проблемных ситуаций. Мобилизация - запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение умственных и физических усилий в определённом направлении. Самоупраление –

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией. Формируются умения самостоятельно добывать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, представлять её. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми. Выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с собеседником любого типа ( по возрасту, статусу, степени близости и знакомства и т.д.), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение; стимулировать к продолжению общения. Проблемная компетенция – готовность к решению проблем. Выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; находить альтернативные пути и средства решения задач; реализовывать выбранные пути; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты. Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми. Определяется умениями осуществлять коллективное целеполагание, распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли лидерв или исполнителя; координировать действия; осуществлять коллективнре подведение итогов, включая самооценку и презентацию продукта деятельности группы. Основные виды ключевых компетенций: ин формационная компетенция, коммуникативная компетенция, проблемная компетенция, кооперативная компетенция.

- Ценностно – смысловые - Общекультурные - Учебно – познавательные - Информационные - Коммуникативные - Социально – трудовые - Компетенции личностного самосовершенствования Ключевые компетенции отечественного образования

Информационной - Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, интернете путём опросов, работы с литературными первоисточниками, посещения библиотек, музеев и т.д. Задачи с недостатком информации ( определить каких данных не достаёт и откуда их взять). Обработка информации: задания на упорядочение информации; составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; Составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии. Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций; подготовка стендов, стенгазет, листовок, программ и т.д.; информационные учебные проекты; учебно – исследовательская работа. Методы формирования компетенций

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: Все формы учебного диалога; Ролевые и деловые игры, доклады, предлагающие роли говорящего, слушающего и отвечающего; Учебные исследования и проекты, требующие проведение опросов, бесед, интервью; Обсуждения, дискуссии, диспуты; Выступление в качестве ведущих на различных мероприятиях. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию : Ролевые и деловые игры, предполагающие пишущего и читающего; Учебные исследования и проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов; Подготовка заметок и статей. Коммуникативной компетенции:

Проблемно – ориентированная дискуссия учащихся; Все методы и приёмы проблемного обучения ( проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); Любые виды проектной деятельности; Метод кейсов, представляющий собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдаётся кейс – пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания Проблемной компетенции:

Фронтально – индивидуальная работа: Фронтальный опрос с элементами проблемности; Индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера Методы и приёмы групповой работы: Самостоятельная работа в парах и группах; Групповые исследовательские и проектные работы любого типа; Упражнения социально – психологического тренинга; Ролевые и деловые игры. Кооперативной компетенции:

«Не для школы, но для жизни учимся» Л.Н. Толстой

1Мордовец Т.М. « Формирование ключевых компетенций старшеклассников» 2 Баранников А.В. «Содержание общего образования. Компетентностный подход» 3Хуторской А.В. « Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы». 4 Хуторской А.В. «Технология проектирования предметных компетенций». 5 Материалы интернета Список используемой литературы: