Подготовка к написанию сочинения- рассуждения
Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
2. Чётко и лаконично сформулировать проблему (К-1) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема может быть: сложная, трудная, важная, серьёзная, основная (главная), глубокая, актуальная, злободневная, острая. экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, нравственная, международная.
Проблема может быть сформулирована двумя способами: 1)одним словом или словосочетанием Проблема чего? Одиночества, Милосердия, Экологии, Взаимоотношений отцов и детей и т.д.
2) в форме вопроса Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы»? Этой сложной проблеме посвящён текст Ю.Нагибина. Почему так стремительно взрослеют люди на войне? Какой жизненный опыт они приобретают? Должны ли мы помнить тех, кто воевал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься Ю. Бондарев в своём эссе.
Речевые клише: коснуться какой-либо проблемы; уделить внимание какой-либо проблеме; думать над какой-либо проблемой; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему; какая-либо проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, требует решения.
3. Прокомментировать проблему (К-2) Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
О чём можно говорить в комментарии? Насколько актуальна проблема и почему; Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; Как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; Есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
Можно: Указать на разные аспекты проблемы; Указать на настроение автора; Обратить внимание на композицию отрывка; Отметить изобразительные средства
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!
Типичные ошибки при комментировании проблемы: Комментарий подменяется пересказом; Излишне подробно цитируется исходный текст; Выделена одна проблема, а комментируется другая; При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
4. Определить и сформулировать позицию автора, т.е. основную мысль текста. Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную.
Как определить основную мысль (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста, а затем подтверждена какими-либо доводами и примерами. Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.
В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется чётко, она вытекает из содержания текста. Так что формулировать её приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на вопросы: * Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? * Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?
5. Сформулировать своё отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х). (К-4) Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед читателями.
Сильные аргументы: Факты, события; Примеры из художественной литературы; Статистические данные; Ссылки на авторитетных людей, цитаты; Пословицы и поговорки; Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.
Эмоциональные аргументы – заставляющие адресата «примерить ситуацию на себя». Поддерживающая аргументация – автор- ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста. Опровергающие аргументы – контртезис. Аргументы по ссылкам на художественные, публицистические тексты.
ВЫВОД: Обобщение основных мыслей автора – самая главная и логичная концовка сочинения. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. Призыв, обращение к читателю. Использование цитаты.
Структура сочинения: 1. Вступление. 2. Основная часть: - проблема, над которой размышляет автор; - комментарии; - авторская позиция; - собственная позиция. 3. Заключение (вывод).