Структуризация рынка платного ТВ и ШПД в Интернет в РФ Проблемы и перспективы А. Н. Семериков, генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»
Структуризация рынка платного ТВ и ШПД в Интернет РФ. Этапы. Скупка кабельных сетей в России началась в конце 2005 г. Рынок с суммарным объемом $ млн. – платное ТВ и ШПД в Интернет ФЛ и ЮЛ обратил на себя внимание крупнейших российских финансовых групп. Москва – 50% всего рынка. Объем рынка фиксированной местной и МГМН связи – $ млн. Объем рынка сотовой связи в Росси в 2005 г. - $ млн. Выручка европейских кабельных операторов - $ млн. Объем M&A сделок в 2005 – 1 полугодие 2007 превысил $ 900 млн. (наблюдается рост мультипликаторов цены к фин. показателям) Формируются крупнейшие медийные холдинги: АФК «Система» «Национальные телекоммуникации» (Нафта-Москва) «Голден Телеком» / «Корбина Телеком» «Ренова-Медиа» В начале 2006 года на рынке заявляют о себе еще 2 холдинга «ЭР-Телеком Холдинг» и «Мультирегион» В 2007 году формируется «Норильск Телеком» Объем рынка (платное ТВ + ШПД) в 2007 г. – $ 2 205,1 млн.
Начальная стадия формирования / структурирования рынка (аналогично рынку сотовой связи и аналогично начальной стадии развития европейского кабельного рынка) Хаотичное укрупнение кабельных операторов, основной принцип – география присутствия на рынке РФ В ближайшие 1-2 года продолжится консолидация операторов, существенных изменений не предвидится (в каждом подъезде – 2-3 федеральных холдинга) «пестрая картина мира»
Многие крупные операторы готовы покупать сети, однако «готовых» сетей нет Требуются существенные дополнительные затраты: -на легализацию сети (получение лицензий, разрешений, экспертизы проекта); -на модернизацию оборудования, смену технологии; -на обучение и поиск персонала, внедрение корпоративных стандартов (в т.ч. по сервису); -на постановку системы учета и отчетности… Структуризация рынка платного ТВ и ШПД в Интернет РФ. Проблемы.
Начальный процесс консолидации Европейского рынка - это текущая ситуация в России (крупные холдинги активно поглощали более мелких кабельных операторов, конкурируя на локальных рынках между собой) С целью повышения эффективности управления собственными активами холдинги продолжили процесс структурирования рынка путем продажи/обмена активами с другими операторами. Результат – монопольное положение кабельных операторов на локальных рынках Операции с активами возможны только по мере формирования четких правил игры - критерий оценки активов Один оператор обслуживает свыше 70% всех абонентов кабельного ТВ в стране Один оператор обслуживает от 40% до 70% всех абонентов кабельного ТВ в стране Структуризация рынка платного ТВ и ШПД в Интернет в Европе.
К концу 2010 года закончится 1-й этап формирования российского рынка кабельного ТВ и ШПД в Интернет – 2-3 федеральных холдинга будут контролировать до 60% рынка, пересекаясь друг с другом в каждом доме (наиболее вероятный сценарий – АФК «Система», «Голден Телеком» и …) Объем рынка (платное ТВ + ШПД) в 2010г. - $ млн. В период 2011 – 2015 гг.: -запуск конвергентных предложений; («СТРИМ-ТВ» / «МТС», «Голден Телеком» / «Вымпелком»…) -2-й этап структурирования рынка – продажа/обмен российскими активами; -приход на российский рынок крупнейших западных игроков, либо экспансия российских операторов в Европу и Азию Структуризация рынка платного ТВ и ШПД в Интернет РФ. Перспективы.
Сценарий 1: Приход западных игроков Наиболее вероятный сценарий – выход на рынок РФ Liberty Global через приобретение крупнейшего федерального оператора Необходимые условия: -рост всего российского рынка платного ТВ и ШПД в Интернет за счет абонентов и ARPU (емкость европейского рынка в 7 раз превышает емкость рынка РФ) -прозрачное правовое регулирование отрасли Сценарий 2: Экспансия Российских компаний в Европу и Азию Наличие финансовых ресурсов у федеральных холдингов Положительный опыт экспансии нефтяных компаний на европейский рынок, а также сотовых компаний на рынок стран СНГ Наличие привлекательных активов в странах СНГ («Воля Кабель» Украина, «Алма-ТВ» Казахстан, «CableTel» Болгария …) Присутствие на зарубежных рынках российских сотовых компаний – повышение их конкурентоспособности путем оказания конвергентных услуг (мобильная связь, IP-телефония, мобильное ТВ, Интернет, КТВ) Структуризация рынка платного ТВ и ШПД в Интернет РФ. Перспективы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Россия, , г. Москва ул. Кожевническая, д.1, строение 1, телефон: , Генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков