Возрастные особенности и индивидуальные возможности 5 лет
Мышление и речь: Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Моторика: Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Внимание и память. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие воз расту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Социальные контакты: Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
Ребенок творит собственную мифологию, начиная с 5 лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении. Эти вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир). Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая исходная форма теоретического мышления ребенка. К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития
Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.
Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант - дать простые и прямые ответы на их вопросы.
К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.
К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями
ТЕПЕРЬ ОН МОЖЕТ НАЗВАТЬ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ, ИХ ПРИЗНАКИ, ОТНОШЕНИЯ. ЕГО ВОСПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСМЫСЛЕННЫМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ, АНАЛИЗИРУЮЩИМ. БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД ОТ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОГО К НАГЛЯДНО- ОБРАЗНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
РЕБЕНОК МОЖЕТ РЕШАТЬ ДОВОЛЬНО СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ, ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ВЫ ПРЕДОСТАВИТЕ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ ЕГО ПОНИМАНИЯ ФАКТЫ. ОН УЖЕ МОЖЕТ ОБОБЩАТЬ, УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗИ, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УРОВНЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМИ ГОДАМИ. ОДНАКО ЛОГИКА ЕГО МЫШЛЕНИЯ ДОВОЛЬНО СВОЕОБРАЗНА.
"ВЕТЕР ДУЕТ, ПОТОМУ ЧТО ДЕРЕВЬЯ КАЧАЮТСЯ", "Я ТАК И ЗНАЛ, ЧТО ТЫ МЕНЯ РОДИЛА. ЕСЛИ БЫ ПАПА, Я БЫЛ БЫ С УСАМИ", "ЗВЕЗДЫ НЕ ПАДАЮТ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ КАК-ТО ВЕРТЯТСЯ НА НЕБЕ". Вот как рассуждают дети:
К 5-6 ГОДАМ СКЛАДЫВАЕТСЯ МЕХАНИЗМ СМЫСЛОВОЙ КОРРЕКЦИИ ПОБУЖДЕНИЯ К ДЕЙСТВИЮ. ДЕЙСТВИЕ СТАНОВИТСЯ ПОСТУПКОМ, И РЕБЕНОК ВЫБИРАЕТ, ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, КАКОЙ СМЫСЛ БУДЕТ ИМЕТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПОСТУПОК. Примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками.
В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ У ДЕТЕЙ НАСТУПАЕТ "ПИК СТРАХОВ", КОГДА ВОЗРАСТАЕТ ЧИСЛО ДЕТСКИХ СТРАХОВ, БОЯЗНЕЙ И ИХ ИНТЕНСИВНОСТЬ. В 5-6 лет самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней оценки. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.
С 5,5 ЛЕТ РЕБЁНКУ ДОСТУПНЫ ВСЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ, ОН В ПРИНЦИПЕ ГОТОВ К ОБУЧЕНИЮ. К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека