Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Поэтому возрастает роль общечеловеческой культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование. Находясь в поликультурном социуме, человек должен проявлять понимание и уважение к культурной идентичности других людей, но в то же время сохранять и познавать культуру своего народа.
Приобщение нового поколения к национальной культуре становится насущным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит сложившиеся веками воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с детства, с периода « первичной социализации », т.е. с дошкольного возраста, когда закладывается программа поведения, социальные формы жизни, будущие виды деятельности.
В наших детских садах недостаточно внимания уделяется вопросам формирования этнокультурной компетентности. Между тем дошкольный возраст является важным периодом становления личности, формирования гражданских и интернациональных воззрений. В народной педагогике воспитание ребёнка рассматривается как передача ему духа народа. Ребёнок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух родного этноса, теряет индивидуальность.
Под этнокультурной компетенцией понимается владение ребёнком доступными знаниями и опытом в сфере национальной культуры, духовно- нравственных основ жизни человека, отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций своего народа, которые способствуют формированию этнокультурной толерантности.
Современное дошкольное образование должно закладывать фундамент национального самосознания, укоренения в сознании ребёнка понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.). Нужно создавать « благоприятные условия для включения дошкольника в прошлое и настоящее мировой культуры.
Именно в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с культурой своего народа и с культурой разных стран, прививать детям уважение к языку, на котором они говорят, традициям и обычаям. Также необходимо знакомить с такими нравственными категориями, как благодеяние, гуманность, доброжелательность, милосердие, ответственность, долг, честь, совесть, любовь и др.
В детском саду взаимодействуют взрослые и дети, среди которых есть представители разных национальных культур. Для их адаптации к новым культурным условиям без особых трудностей нужно, чтобы педагоги ДОУ воспитывали в детях сопереживание, терпение, а также уважение к другим национальным культурам.
Чем глубже ребёнок знакомится со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.