Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него понимания и уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей.
Под этнокультурной компетентностью понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.
Этнокультурная компетентность дошкольника включает в себя готовность ребенка: изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоление узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Детям следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное, видеть альтернативные пути разрешения конфликтов.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у дошкольников выступают воспитание, обучение, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия и коллективных взаимоотношений. Взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемые в процессе НОД, участия в мероприятиях) или частично организованными (знания и опыт, приобретаемый ребенком в семье, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности и дт.).Особый интерес представляет исследовательская деятельность детей, направленная на сбор, изучение, анализ материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни народов, проживающих в России, мире.
Присвоение культурно-исторического опыта, лежит в основе социализации ребенка, осуществляемого в тесном контакте со взрослыми. Педагог должен помочь ребенку в процессе его адаптации в обществе, выступать в роли посредника между формирующейся личностью ребенка и накопленными достижениями человеческой культуры. А этнокультурную компетентность педагога следует расценивать в качестве основы его мастерства, знаний им этнической педагогики и этнической психологии, умения их использовать для решения педагогических задач.