В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.
Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение. Организация этнокультурного образовательного процесса складывалась, да и сейчас складывается в большей мере стихийно по всем его компонентам - целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Основные проблемы: - отсутствие системности в видении самой проблемы этнокультурной компетентности; -неполное раскрытие механизмов ее формирования; -отсутствие критериев оценки уровней ее сформированности на различных этапах дошкольного детства; -неразработанность организационно-педагогических условий и средств развития этнокультурной компетентности.
Поэтому, получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном воспитательно- образовательном процессе. Педагоги образовательных учреждений испытывают затруднения при разработке образовательных программ, в отборе наглядных средств, художественных текстов и материалов по содержанию этнокультурного образования, а также в поиске наиболее эффективных методов работы с детьми.
Поэтому главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно- образовательной работы. В которой будут расписаны условия для: целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста. Создание системы работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста можно разделить на 3 этапа: 1 этап – аналитический, 2 этап - экспериментально-поисковый, 3 этап - рефлексивно обобщающий, преобразовательный.
Принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей: - целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения на формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста; - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций;
Основой для создания эффективного механизма формирования этнокультурных компетенций является реализация технологии этнокультурного образования, направленная на осуществление профессиональной рефлексии, оценочно-аналитической деятельности, а также на самостоятельную творческую реализацию педагогических замыслов. В рамках работы с кадрами должны быть организованы различные формы повышения квалификации педагогов: Анализ конкретных ситуаций, Семинары, Деловые игры, « Круглый стол », Различные выставки, конкурсы, Консультации, Участие в педагогических чтениях, работе методических объединений.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости у детей зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации. К таким формам относятся: Интеграция различных видов деятельности на основе единого содержания. Беседы, Видеопросмотры, Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, Фольклорные концерты и театрализованные представления, Целевые прогулки, экскурсии, Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Формы работы: -родительские гостиные, -совместные выставки детских работ; -консультирование, -опросы, анкетирование, -участие в различных образовательных мероприятиях. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.
Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!