При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребности в познании нового, трудолюбие, усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания требованиям школьной жизни, адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. Практика показывает, что нежелание учиться в основном возникает в следующих случаях: Ребенок представлял себе школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него возникает резко отрицательное отношение к школе. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных усилий, а он не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него возникает резко отрицательное отношение к школе. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных усилий, а он не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него возникает активное противоядие, формируется установка «отказ от усилия». Дома сформировали страх перед школой. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.
В сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, удача вызывает слишком бурную радость. Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», неторопливым «мямликам», застенчивым, нелюдимым детям и юным «агрессорам». Такие дети вряд ли смогут в первом классе сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности. Независимо т уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Уже к 6-6,5 годам можно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания.