Образовательная область «Чтение художественной литературы» к.п.н. доц. Градусова Л.В.
Значение художественной литературы Литература- совокупность художественных произведений(поэзия, проза, драма). Художественная литература важное средство умственного, нравственного, эстетического развития. Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном учреждении это первая ступень в литературном образовании, цели и задачи его – подготовка ребенка к следующим ступеням, к долгому пути литературного образования (Л.М. Гурович).
Причины снижения уровня литературного развития дошкольников, интереса к чтению Общая социокультурная ситуация в стране: снижение интереса к книге, чтению; вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами; Ошибки педагогической практики: - раннее обучение грамоте, отсутствие связи с формированием потребности в чтении; - отсутствие систематической, последовательной работы по литературному развитию; - увлечение прикладными задачами; - трудности педагогов в анализе текста, выборе методов и приемов ознакомления с художественным произведением.
Цель : формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Задачи : Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; Развитие литературной речи; Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Цель и задачи (по ФГТ)
Основные понятия Искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах Художественный – относящийся к искусству, к деятельности в области искусства Эстетический- художественный, относящийся к чувству прекрасного и красоте Вкус- чувство понимания изящного Восприятие произведения- это постижение глубинной сущности произведения и воздействие его на читателя.
Функции книги Книга - произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом Основные функции книги: - хранить накопленный опыт; -передавать накопленный опыт читателю т.е. просвещать. Дополнительные функции книги: - обогащение реальных и образных представлений; - запоминание текста и воссоздание по памяти; - включение в содержание осваемого опыта
Виды детских книг Книжки- картинки; ( обогащение реальных и образных представлений) Книжки – рассказки;( запоминание текста и воссоздание по памяти) Книжки- игрушки (книжка- вырубки, книжка- театр, книжка- самоделка, книжка- азбука, книжка- панорама, книжка- раскладушка. книжка игрушка, мягкая книжка)
Круг детского чтения Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора. Произведения русской и зарубежной классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Круг детского чтения По тематике - О Родине; - О ее героях; - О разных людях: детях и взрослых, храбрых и трусах, мастерах и бездельниках; - О животных, о растениях, о машинах и вещах; - О приключениях и волшебстве.
По жанрам: Поэзия - авторские поэмы, стихотворения; - фольклорные стихотворные тексты. Проза - авторские повести, рассказы; - фольклорные сказки Классификация Н.А.Коротковой - большие литературные формы - малые литературные формы В программе должны быть фольклорные произведения, отражающие этнический состав населения региона и классические произведения авторов, чья жизнь и творчество связаны с тем или иным краем
Задачи ознакомления с художественной литературой воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, о композиции, об образности языка; воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать произведение
«Социализация» освоение первоначальных представлений социального характера, норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу « Познание» достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей «Коммуникация» развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи. «Художественное т тт творчество» формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие детского творчества Интеграция с другими образовательными областями
Формы работы (по ФГТ) Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями по реализации основной общеобразовательной программы
Организованная образовательная деятельность Первичное знакомство с литературным произведением – чтение (рассказывание) детям ранее неизвестных или малознакомых произведений (цель- полноценное восприятие текста) Последующая работа с литературным произведением - художественно- творческая деятельность на материале содержания литературных произведений. Ежедневное чтение Интегрированная деятельность
Методика ознакомления с произведением 1. Предварительная работа. - Подготовка педагога к чтению (рассказыванию) Обоснованный выбор произведения. Определение целей и задач ознакомления с произведением. Литературный анализ текста ( основной замысел(идея),характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Работа над выразительностью чтения: интонации, расстановка логических ударений, пауз, правильное произношение. - Подготовка детей Обогащение личного опыта, активизация представлений. Объяснение незнакомых слов.
Методика ознакомления с произведением 2. Выразительное чтение ( рассказывание ) произведения. - Цель – обеспечить правильное и яркое восприятие 3. Беседа о прочитанном произведении - Цель: уточнение содержания и литературно- художественной формы - Содержание беседы Вопросы; Рассматривание иллюстраций; Повторное обращение к тексту; Лексические упражнения Моделирование 4. Последующая работа с тестом. - Цель- углубление понимания произведения Повторное чтение, пересказ, драматизация и др.
Требования к анализу текста (Н.А. Стародубова) должен быть целенаправленным- каждый из вопросов должен преследовать определенную цель; проводиться только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения; должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия детей; анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации автором; анализ должен быть избирательным - обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые наиболее ярко выражают идею; должен способствовать литературному развитию детей.
Приемы обеспечивающие более глубокое понимание художественных произведений Вопросы Словесное рисование Рисование по содержанию произведения Анализ иллюстраций художников Представление себя на месте персонажа Выделение опорных слов в произведении Анализ заглавия произведения Выявление особенностей произведений разных жанров Нахождение выразительных средств в тексте
Виды вопросов Направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы: «О чем этот рассказ?», « Почему автор так назвал свой рассказ?», Вопросы на воспроизведение содержания. «Кто первый прибежал к теремку?»; Вопросы, связанные с образом героя: Позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою (Кто понравился ? Почему ?); Обращающие внимание на мотивы поступков (Почему вес засмеялись, а Ваня заплакал?); Позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние (Почему им было весело?); Вопросы на сравнение действующих лиц ( Чем похожи герои); Обращающие внимание на внешний облик героя (Каким ты себе его представляешь?); На сравнение поведения.характера героя о знакомыми явлениями жизни ( А вы встречали кого-нибудь похожего на Фому); Позволяющие ввести детей в ситуацию произведения. Сделать участником событий (Что бы вы сделали на месте…..?); Обращающие внимание на языковые средства выразительности ( Как автор описывает? С чем автор сравнивает?); Обращающие внимание на особенности жанра (Что я вам причитала, рассказ или сказку?. Почему вы так думаете
Творческая деятельность на основе литературного текста Пересказ литературных произведений; Изобразительная деятельность по содержанию литературных произведений; Чтение стихотворений; Театрализованные игры; Литературные игры; Словесное творчество; Рассматривание иллюстраций; Проекты
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Использование литературных и фольклорных произведений( потешки. загадки, считалки, пословицы, стихотворения и др. ) в бытовых процессах, на прогулке; Использование примеров из художественных произведений в ситуациях морального выбора; Игровая деятельность на материале литературных произведений.
Самостоятельная деятельность детей Создание условий для воспитания интереса к чтению, книги, активизации литературного опыта в самостоятельной деятельности в книжном уголке, театрализованной, игровой, продуктивной деятельности.
Взаимодействие с семьей Виды детского чтения ( Н.В. Микляева Опосредованное чтение. Ведущая роль принадлежит чтецу- взрослому ) Чтение- сотворчество. В чтении на равных участвуют родители и ребенок. Самостоятельное чтение.
Итоговые результаты освоения основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»- образовательная область «Чтение художественной литературы» Различает жанры литературных произведений Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения,2-3 считалки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы(И.С.Дементьева) Ребенок Проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает удовольствие при слушании литературных произведений, рассматривании иллюстраций. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в эмоциональный подтекст. Осознает мотивы поступков литературных героев, их мысли, чувства, сопереживает и сочувствует персонажам. Проявляет внимание к языку художественного произведения. Умеет бережно обращаться с книгой, соблюдает правила хранения книг. Имеет первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза – поэзия), их специфических особенностях, композиции, о простейших элементах образности в языке. Активно проявляет себя в разных видах художественно-речевой деятельности (чтение стихов, инсценировки, игры-драматизации, кукольный театр).
Литература Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.М., Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения// Дошкольное воспитание ГуровичЛ., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства// Дошкольное воспитание Дементьева И.С. Социализация детей в процессе приобщения к художественной литературе// Теоретико- методологические аспекты социализации дошкольников. Коллективная монография.- Магнитогорск Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации семейного чтения: метод. пособиеМ.,2005. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятийМ.2002.