«Стратегии модернизации содержания общего образования» «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» «Стратегии модернизации содержания общего образования» «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
«подготовленность» «образованность» «общая культура» «воспитанность» «компетенция» «компетентность»
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (1997) компетенция определяется как: - способность делать что-либо хорошо или эффективно; - соответствие требованиям, предъявляемым при - устройстве на работу; - способность выполнять особые трудовые функции. Само понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как «умения», «компетентность», «способность», «мастерство», содержательно до сих пор точно не определено, тем не менее все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что».
Ключевые компетентности – это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Профессиональные и учебные компетентности формируются для и проявляются в этих видах деятельности человека. Социальные (в узком смысле слова) компетентности характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми. компетентность в области безопасности можно отнести к каждой из перечисленных выше.
Разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагают разграничение компетентностей по сферам. Они полагают, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: - компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; - компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); - компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); - компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); - компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). ______________________________________________________________________
Концепция образовательной политики в области система безопасности – это система взглядов на образование в области безопасности. В Концепции сформулированы важнейшие направления образовательной политики Российской Федерации, направленной на формирование мировоззрения человека, его культуры безопасности компетенций в области обеспечения личной, социальной и экологической безопасности, являющихся необходимыми составляющими национальной безопасности
Демография и безопасность На демографическую ситуацию в России значительное влияние оказывает экологическая и санитарно- эпидемиологическая обстановка. Под воздействием вредных веществ в атмосфере, превышающих гигиенические нормативы в 5 и более раз проживает около 50 млн. чел. Продолжает возрастать электромагнитное загрязнение населенных мест. Ежегодно в России из-за дорожно-транспортных происшествий гибнет более 30 тыс. человек, получают ранении и травмы около 300 тыс. чел. Ежегодно в России возникает около 2500 чрезвычайных ситуаций, причем 80-90% из них имеют техногенный характер.
Культура безопасности Культура как совокупность материальных и духлвных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приёмов человеческой деятельности Культура безопасности личности – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности Культура безопасности общества – это совокупность разделяемых всеми членами общества взглядов и убеждений, касающихся рисков, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений и достижений практики, ориентированных на минимизацию рисков.
Образование в области безопасности должно отвечать следующим требованиям: · быть непрерывным и опережающим; · обладать преемственностью и согласованностью образовательных программ различных ступеней и уровней; · обладать интегративностью и междисциплинарностью; · базироваться на методологии познания, соответствовать психофи- зиологическим и познавательным возрастным возможностям обучаемых лиц; · базироваться на научной основе.