Проектирование как способ организации познавательной и творческой активности личности ребенка старшего дошкольного возраста Варганова Елена Владимировна МДОУ «ЦРР – д/с 122»
«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой природы, может быть самое трудное – научить их понимать других людей, на всегда похожих на тебя, познать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину собственных мыслей и творчества, детям как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя» А.Эйнштейн
Актуальные проблемы образования на современном этапе: - Гуманизация; - Интеграция; - Индивидуализация; - Дифференциация.
Ребенок – «саморазвивающаяся система». Усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. В основе организации проективной деятельности лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
По определению В. Ротенберга, поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение.
В.М. Бехтерев определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема - раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
Познавательная активность характеризуется активностью человека в получении новой информации, в необходимости самого процесса познания. Организовать – значить упорядочить, привести в соответствие. Упорядочить – значит установить все в соответствии с определенным порядком (заданным целью, подходами и т.п.).
Метод проектов (от греческого «исследование») – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
М.М. Рубинштейн считал, что в методе проектов над всем «господствует дух поставленной реальной проблемы, но поставленной в естественной постановке и с готовностью к действию искать ее решение и умение провести его в жизнь».
По доминирующему методу По характеру содержания По характеру участия ребенка в проекте По характеру контактов По количеству участников По продолжительности
По доминирующему методу ИсследовательскиеИнформационныеТворческие Игровые Практико – ориентированные
По характеру содержания Ребенок и его семья Ребенок и природа Ребенок и рукотворный мир Ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребенка в проекте ЗаказчикЭкспертИсполнитель Участник от зарождения идеи до получения результата
По количеству участников ИндивидуальныйПарныйПодгрупповойГрупповой
По продолжительности КраткосрочныйСредней продолжительности Долгосрочный
Поэтапное развитие проектной деятельности Творческий уровень Развивающий уровень Подражательно – исполнительский уровень
Предпосылки использования метода проектов в ДОУ Видоизменение и совершенствование развивающей среды; Наличие медико – психологической и педагогической служб; Использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий; Интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства; Адекватное вовлечение семей в воспитательно – образовательный процесс; Многофункциональное взаимодействие с социумом.
Организация предметно – познавательного пространства в группе Мульти бук
Медиотека
Полочка умных книг
Информационные стенды
Знакомство с физкультурно – оздоровительным комплексом
Занятие в физкультурно – оздоровительном комплексе
Алгоритм действий проектирования для детей старшего дошкольного возраста 1-й шаг – выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон. 2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. 3-й шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого. 4-й шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого. 5-й шаг – обсуждение результата, хода работы. 6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.
Проект «Новогодняя игрушка»
Модель «трех вопросов» Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?
Проект «Хозяин группы»
Проект «Красный, жёлтый, зелёный»
Проект «Я и моё тело»
Проект «Радуга здоровья»
Проект «Моя семья»
Проект «Большие и маленькие»
Технология проектирования способствует повышению познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста