Советы психолога Подготовила и провела: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 42 «Ярославна» Сыроватская Ю.С. Обнинск 2012
Адаптация- процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и привыкание к её условиям.
1 этап – подготовительный Начинается за 1-2 мес. До поступления ребёнка в сад. Задача родителей: сформировать у ребёнка такие стереотипы поведения, которые помогут ребёнку максимально безболезненно влиться в детсадовскую жизнь: рацион питания, меню, режим сна, бодрствования, прогулок. Сюда относятся и отказ от сосок, бутылочек, укачиваний перед сном. Важно также формирование навыков самостоятельности: умение держать ложку, раздевание, умение занять себя игрушками.
2 этап – основной Главная задача этапа – создание положительного образа воспитателя. Родителю следует подробно рассказать воспитателю об особенностях ребёнка, его привычках, о том, как называют малыша дома, что он любит есть, как засыпает. Родителям желательно создавать положительный образ воспитателя в представлениях ребёнка.
3 этап – заключительный Ребёнок положительно реагирует на режим жизни в детском саду, позитивно отзывается о воспитателях и детях, нормализуется аппетит, настроение, самочувствие и сон ребёнка.
Лёгкая адаптация: 10 дней – 1 мес. Средняя адаптация: месяца Усложнённая адаптация: 3-6 месяцев Дезадаптация: свыше 6 месяцев
1. Изменение аппетита, сна, эмоционального состояния ребёнка (капризы, истерики) 2. Нарушается ориентировочная реакция (Кто это? Что это?), игровая и двигательная активность ребёнка. В тяжёлых случаях возможны психосоматические реакции: повышение температуры, уменьшение веса тела, замедление роста, уменьшение речевой активности (ребёнок говорит только дома), головные боли. Всё это –показатели для обращения за дополнительной помощью специалиста (психолога, невролога, педиатра).
1. Приход ребёнка вместе с мамой только на прогулку Приход вместе с мамой на прогулку и в группу во время свободной игровой деятельности Ребёнок завтракает в присутствии мамы и остаётся один на 1-2 часа Ребёнок остаётся один с завтрака до обеда Ребёнок остаётся на сон, но сразу после сна его забирают родители Ребёнок остаётся один на целый день
1. Ознакомьтесь с группой и воспитателями 2. В период адаптации нежелательно разрушать «вредные» привычки ребёнка (отказ от соски, укачивания) 3. Детские вещи для сада выбирайте вместе с ребёнком, позаботьтесь об их удобстве и простоте 4. В первые дни оставляйте ребёнка в группе на мин, при этом находитесь рядом с малышом, объясняйте ему происходящее, отвечайте на его ориентировочные вопросы 5. Проявляйте позитивное отношение к воспитателям и сотрудникам ДОУ - это расположит малыша к общению с ними.
Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Обучайте заранее ребёнка всем навыкам самообслуживания и культурно-гигиеническим нормам. Во время адаптации создайте дома эмоционально-благоприятную атмосферу: соблюдайте режим дня, питания, продуцируйте позитивные контакты внутри семьи, ограничьте информационный поток (ТВ, мультфильмы), посещение будоражащих нервную систему мест (цирк, кино и т.д.)