Формирование связной речи детей дошкольного возраста Серова Елена Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ д/с Кв 14 «Тополек» г.Южноуральск
В программе цель развития речи определяется как достижение коммуникативной компетентности ребенка, которая предполагает возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности.
любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое
Формы связной речи Связная речь Диалогическая (диалог) Монологическая (монолог)
В диалоге представлены все разновидности предложений *повествовательных (сообщение,утверждение) * побудительных ( просьба, требование) * вопросительных (вопрос) повествовательных (сообщение,утверждение)побудительных ( просьба, требование)вопросительных (вопрос)
Виды осуществления монологической речи Описани е Повество вание Рассужде ния
Пересказ Сочинение Методы обучения монологической речи
Беседа Имитация Методы обучения диалогической речи
Ведущие задачи развития речи Первая младшая группа развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.
Вторая младшая группастановится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.
Средняя группаосновное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи. В этом возрасте он уже способен проявить инициативу в общении с взрослым и сверстником, например, подойти к воспитателю с предложением рассказать о машинке, которую ему подарил дедушка. Его желание поделиться своими впечатлениями воспитатель и стимулирует, и поддерживает.
Старшая группавозрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, коллективном обсуждении игрового сюжета, просмотренного мультфильма и т.д. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. Например, в процессе сочинения сказки ребенок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного и литературного опыта или, используя творческое воображение, создает собственные образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации рассказа, сказки, загадки.
Структура занятия по обучению пересказу 1.Вводная часть 2.Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе. 3.Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения. 4.Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ 5.Пауза для подготовки детей к ответам 6.Пересказ текста несколькими детьми 7.Оценка работы детей.
, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической и полилогической речи детей в каждой возрастной группе.