РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ В СИТУАЦИИ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Консультация для педагогов Разработала Смирнова Елена Анатольевна
Общение – главное условие и основной способ жизни человека Критерии общения Критерии общения 1. Внимание и интерес к другому 2. Эмоциональное отношение к другому 3. Инициативные акты( стремление вызвать интерес к другому) 4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ: -оценка действий ребенка; - передача новой информации СО СВЕРСТНИКОМ: управление действиями партнера; контроль действий другого; навязывание собственных образов; объект для сравнения
Специфические черты общения со сверстниками: Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно – мимических проявлений). Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно – мимических проявлений). Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова). Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова). Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать). Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать). Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЭГОИСТИЧЕСКОЕ: -безразличие к другим; -интересы сосредоточены на предметах; - грубость и агрессивность как метод достижения желаемого; - высокомерная позиция по отношению к другим детям.
Конкурентное ( характерное для детей 3-5 дет как естественное): - стремление к первенству во всем; - знает, как добиться похвалы, как делать правильно; - другой – конкурент, которого нужно превзойти; - стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»); -завистливость, обидчивость.
Гуманное: -другой как ЧЕЛОВЕК; -чувствительность к желаниям и интересам других; - охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
Пути успешного взаимодействия: 1.организация совместной предметной деятельности. ТОГДА Ребенок сосредотачивается на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет. 2.формирование субъективного взаимодействия между детьми. ТОГДА Гуманные чувства, чуткость к состояниям другого.
Педагогам нужно: снизить безапелляционность требований, снизить безапелляционность требований, ярче выражать доброжелательность ко всем детям, ярче выражать доброжелательность ко всем детям, увеличить число позитивных оценок, увеличить число позитивных оценок, поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу, поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу, индивидуализировать общение, индивидуализировать общение, аргументировать требования, аргументировать требования, не давать ярлыков. не давать ярлыков.
В повседневной жизни: направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения; формировать чувство общности, группы(«секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга); снизить соревновательное начало; минимизировать предметность общения; учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами ( предупреждение распространения бранных слов детском лексиконе).
Список литературы Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. _ М.: ТЦ Сфера, Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2007.