«Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа» выполнила Никишина О.Л.
« РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д.С.Лихачев
В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь разговор с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное внешнее.наше
Актуальность заявленной темы. Родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры русского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально-положительного настроя по отношению к национальной культуре.
Цель работы: Формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Задачи: Помочь детям почувствовать духовнуюПомочь детям жизнь русского народа. Познакомить с культурным наследием предков.Познакомить Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, посеять семена патриотизма через духовное самоопределение. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь. Развивать нравственные качества личности дошкольника. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Основные направления работы: 1. Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
5. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побуждает ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
6. Создание развивающей среды Так же важным этапом работы по приобщению детей к русскими традициями, быту и культуре является создание развивающей среды. Поэтому мы и создали у себя музей «Русской избы» в одном из помещений детского сада. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Согласно народным традициям при входе в «избу» стоит русская печь. Вдоль стен стоят лавки, стол, кровать, на стенах полки с домашней утварью. В нашей избе есть самовар, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода.
в «Русской избе» проводятся : Тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы. Проходят чтения русской литературы, сказок, знакомство с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки народные приметы.
Примерное тематическое планирование в средней группе Тема Количество занятий Знакомство детей с фольклором 4 Знакомство детей с предметами быта 5 Трудовая жизнь русского крестьянства 8 Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях 2 Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками 4 Знакомство детей с русским народным искусством 4 Знакомство детей с народным костюмом 2 Знакомство детей с русской народной игрушкой 4 Народная песня. Муз инструменты 3 ВСЕГО: 36
Взаимодействие с родителями Вернисаж творчества родителей, детей и педагогов Индивидуальные выставки Тематические проекты родитель – ребенок Совместная подготовка к итоговым мероприятиям Взаимодействие с родителями по обеспечению литературой, для дополнительного чтения дома Информация в родительский уголок
Вывод и планируемая работа по теме. Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры русского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально- положительного настроя по отношению национальной культуре. В помещении комнаты русского быта разместить экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», «Народных инструментов», представить образцы национальной вышивки, вязания, плетения, резьбы по дереву, образцы изделий народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец», «Скопенская Керамика», «Палех».
Детский сад 106 г. Магнитогорска