Комплексно-тематическое планирование – основа организации современного образовательного процесса дошкольного учреждения Бабунова Т.М., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МАГУ
ПЛАН – это проект образовательной деятельности всех участников образовательного процесса Планирование – это научно- обоснованная организация образовательного процесса
Комплекс (сочетание) разных видов деятельности, реализующих разнообразные темы Тема – содержание, отражающее разнообразные факторы
Темообразующие факторы (по исследованию Н.А.Коротковой) Первый фактор – реальные события, вызывающие интерес детей (природные явления, общественные события, праздники). Второй фактор - воображаемые события, описанные в художественном произведении. Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем. Четвёртый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы.
Принципы реализации комплексно – тематического планирования (на основе ФГТ ) -интеграция содержания и задач образовательных тем (областей); -интеграция различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, музыкально – художественной, чтение художественной литературы); -интеграция разнообразных форм, средств, методов и приёмов образовательной деятельности;
Принципы реализации комплексно – тематического планирования (на основе ФГТ ) -учёт принципа событийности; -принцип реальности, предполагающий учёт особенности региона, сезона, возрастной обстановки; -принцип деятельностного подхода, основанного на личностно- ориентированном взаимодействии с детьми;
Принципы реализации комплексно – тематического планирования (на основе ФГТ ) -принцип творческого профессионализма, позволяющий педагогам ДОУ по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период; -принцип комплексирования (сочетания) и разнообразия тем; -принцип дополнительности, реализующий приоритетность совместной, партнёрской деятельности взрослых и детей.
Достоинства комплексно- тематического планирования -учёт детских интересов; -организация яркой, увлекательной образовательной деятельности; -преодоление лоскутности и мозаичности образовательного процесса; -использование культурно-смысловых контекстов различных видов детской жизнедеятельности; - активное включение детей, родителей, педагогов в образовательную деятельность.
Примерное комплексно- тематическое планирование (на основе анализа общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.В.Васильевой)
Алгоритм тематического планирования (по исследованию Н.А.Коротковой) 1.Временная единица планирования – месяц; 2.Тема реальных событий; 3.Воображаемые события; 4.Смоделированные события; 5.События, происходящие в возрастной группе.
Оптимальный вариант прохождения тем -одной теме уделять не менее одной недели; -оптимальный период – 2-3 недели; -прохождение тем связывать с обогащением предметно-развивающей среды; -использовать разнообразные формы работы с детьми в соответствии с тем или иным видом детской деятельности.
Литература 1.Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно – тематическом принципе построения образовательном процессе в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание, 2010, 5. 2.Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В 2-х частях. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС, Модина И.А. Хроники удивительных событий, происходящих на планете Детства: Методическое пособие для педагогов и психологов дошкольного образования. Барнаул: ИД «Парус- Медиа», 2008.