М УНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 323 «С КАЗКА » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Опыт работы воспитателя Токаревой Марины Алексеевны Нижний Новгород 2010 г.
Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Моделирование объекта в предметном рисунке Передача в графическом изображении движения объекта, его функции Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности Овладение действиями символизации – создание живописной композиции с использованием оппозиционных тем (север-юг, темная ночь- ясное утро) Введение специальной работы с дополнительными элементами в предметном рисунке, аксессуарами и атрибутами одежды изображаемых персонажей
Э ТАПЫ РАБОТЫ ПО С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ЖИВОПИСНОЙ КОМПОЗИЦИИ 1 этап Обогащение художественного опыта через экспериментирование с цветом 2 этап Освоение предметного рисунка, создание выразительного образа с помощью цветовых пятен и линий 3 этап Создание художественного образа через соединение предметного рисунка с цветовой живописной организации листа
4 этап Освоение навыка графического, пластического замещения предмета в движении 5 этап Освоение способов передачи структуры действия предмета в рисунке и лепке; освоение способов расположения отдельных деталей относительно друг друга 6 этап Овладение навыками беспредметной композиции в оппозиционных парах 7 этап Освоение навыков работы с цветовым пятном и выразительной линией при передачи выразительных деталей изображения
Р ЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы 8: - В группе 22 человека; - Уровень овладения умением передавать цветовым пятном цвет и форму простейшего предмета на конец 2008 – 2009 учебного года - Уровень овладения умением изображать животных (в цвете), создавая образ, делая его узнаваемым на середину 2009 – 2010 учебного года
М ЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работа по изображению животных («Ёж», «Черепаха» и т.д. Работа по изображению человека, человека в движении («Клоун в цирке», «Портрет клоуна» и т.д.) Дети лепят из целого куска пластилина, как бы «вытаскивая» детали («Кошка выгнувшая спину», «Лошадка», «Лыжник» и т.д.) Выполняют графический рисунок Дети лепят из целого куска пластилина, как бы «вытаскивая» детали («Кошка выгнувшая спину», «Лошадка», «Лыжник» и т.д.) Выполняют графический рисунок Изображение конкретных персонажей антиподов («Муха-Цокотуха и Паучок-старичок», «Доктор Айболит и Бармалей» и т.д. ) Изображение пространства, постепенно обращая внимание на пропорции («Облака на небе – лужи на земле», «Ворона гуляет по полю» и т.д.)
ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕРЕЗ ЦВЕТ Цвет дружит с музыкой; Цвет дружит со стихами; Цвет дружит с рассказом, иллюстрированной музыкой; Цвет дружит с настроением (движения под музыку), образным перевоплощением ; Цвет дружит с контрастным эмоциональным состоянием ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕРЕЗ ЦВЕТ Цвет дружит с музыкой; Цвет дружит со стихами; Цвет дружит с рассказом, иллюстрированной музыкой; Цвет дружит с настроением (движения под музыку), образным перевоплощением ; Цвет дружит с контрастным эмоциональным состоянием
Важно: не создать у ребенка представление о том, что он не умеет хорошо рисовать, а наоборот, развивать творческую фантазию и способность к её выражению средствами живописи и на языке художественно-графических образов. Важно: не создать у ребенка представление о том, что он не умеет хорошо рисовать, а наоборот, развивать творческую фантазию и способность к её выражению средствами живописи и на языке художественно-графических образов.
ВЫВОДЫ: В результате проводимой работы по изобразительной деятельности большинство детей группы: создают гармоничное цветовое пространство с использованием навыков смешивания цветов, разбеливания; выражают контрастное эмоциональное; умеют создавать художественно выразительный образ из цветового пятна с выделением и передачей деталей, соединят цвет в предмет в живописно- предметной композиции. Предлагаемая система обучающих заданий, средства, методы и приемы работы с детьми способствуют развитию у детей потребности пользоваться цветом для создания выразительного рисунка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !