Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Рослая Елена Александровна Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ «ЦРР – Д/С 132»
Наша жизнь окружена и пронизана цветом! Роль цвета в жизни и здоровье человека очень велика. Цвет может многое – создать настроение, изменить внешность человека и рассказать о его характере. Кроме того, цвет, обладая сильным терапевтическим эффектом, способствует повышению остроты зрения и оздоровлению всего организма в целом.
Зрительное восприятие. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью таких зрительных функций, как: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации.
Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Отмечаются следующие нарушения: Замедленность обзора. Неточность восприятия изображения. Пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия предметов и неточности представлений, возникающие образы искажаются и бывают неадекватными действительности. Таким образом, формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.
Необходимость проведения коррекционной работы по развитию цветовосприятия у детей с нарушением зрения. У значительного количества таких детей отмечается нарушение функции цветоразличения, которая играет большую роль: в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов, воспринимать большое количество информативных признаков.
Исследование умений соотносить по цвету и насыщенности.
Исследование умений по размещению элементов на цветной таблице.
Исследование уровня восприятия разноцветных изображений.
Распределение программного материала по развитию цветовосприятия на учебный год. Сентябрь Диагностическое исследование состояния зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Октябрь Узнавание и называние цвета. Задача: способствовать развитию зрительного восприятия. Формировать сенсорный эталон цвета. Ноябрь Соотнесение цвета с реальным предметом. Задача: расширять зрительные представления о цвете. Способствовать эстетическому развитию детей. Развивать фиксацию взора, упражнять в локализации. Декабрь Цвет и светлоты (насыщенность). Задача: расширять зрительные представления об оттенках. Январь Специальные методики развития цветовосприятия. Задача: развитие цветовосприятия с помощью различных методик. Февраль Контрастные цвета. Задача: развивать контрастную чувствительность. Март Цвет в лечебном процессе (активизация зрительной системы цветом). Задача: способствовать повышению остроты зрения на амблиопичном глазу, растормаживая сетчатку глаза цветом. Апрель Цвет и высшие психические функции. Задача: развивать зрительную память, зрительное внимание, наглядно-образное мышление. Май Итоговая диагностика уровня развития зрительного восприятия.
Так мы развиваем цветовосприятие!
Результаты коррекционной работы по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Контрольные исследования эффективности предложенной программы развития цветовосприятия детей с нарушением зрения показали качественные продвижения испытуемых. В процессе сенсорного развития у детей улучшилось Восприятие цвета предметов окружающего мира. Это свидетельствует о том, что дети овладели сенсорным эталоном цвета. Улучшилось цветоразличение, которое характеризуется такими свойствами как: светлота, цветовой тон, насыщенность. Зрительное восприятие стало более полным, точным, а также увеличилась скорость восприятия.
Что у нас теперь получается.