Организация деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Комментарии к федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ)
Из ФГТ: «Программа должна … предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».
Существующий вариант планирования деятельности с детьми Специально организованное обучение (блок занятий) Блок совместной деятельности взрослого и детей Блок самостоятельной деятельности детей - Вид и тема занятия - Программные цели (задачи) - Ход занятия (краткий или детализированный – в зависимости от опыта педагога) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (утреннего приема, организации питания, прогулки, закаливания и т.п.) Здесь же планируется индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в освоении программы Указывается актуальная на данный момент (день, неделя) предметно- пространственная среда, позволяющая детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1)Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Актуальная предметно- развивающая среда
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Предлагаемый вариант планирования Совместная деятельность взрослого и детейСамостоятель ная деятельность детей Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов - игровая деятельность - коммуникативная деятельность - двигательная деятельность - познавательно-исследовательская - продуктивная - трудовая - музыкально-художественная - чтение (восприятие) художественной литературы
Останутся ли занятия? В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», чтобы не было понимания термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие Главные недостатки занятия: отсутствует ситуация, актуально побуждающая к деятельности «обставление» современных занятий большим количеством привлекательного материала и игровыми приемами, что создает лишь внешнюю занимательность (не поддерживается устойчивый интерес к содержанию занятия) обучение сводится к передаче детям знаний, умений, навыков и сопровождается жесткими формами контроля…
Слово «занятие» в современной теории и практике дошкольного образования целесообразно употреблять как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности
Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей
Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Рассадка «взрослый напротив ребенка» 5. Рассадка взрослых и детей «по кругу»
Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 6. Обязательность участия в образовательном процессе 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса
Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми (формы непосредственно образовательной деятельности): Детская деятельностьФормы работы ДвигательнаяПодвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования ИгроваяСюжетные игры, игры с правилами ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества, проекты КоммуникативнаяБеседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок ТрудоваяДежурство, поручение, задание, проекты Познавательно- исследовательская Наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами Музыкально- художественная Слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, разучивание
Вариант комплексно-тематического планирования образовательного процесса Группа _________________________ Тема проекта ___________________ Цель проекта ___________________ Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) _________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.) ______________________ Дата проведения итогового мероприятия ___ ФИО воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие ___________________
Вариант комплексно-тематического планирования образовательного процесса День недели (дата) Образоват ельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельно й деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодейс твие с родителями (социальны ми партнерами – театрами, библиотека ми и др.) Непосредственно образовательная деятельность Образователь ная деятельность в режимных моментах Групповая, подгруппов ая Индивидуал ьная