МОУ « СОШ 21 г. Владимира » 5 « А » класс Учитель : Кочеткова О. А г. С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно - выразительные средства языка ( урок - обобщение )
ЛИНГВИСТИКА ФОНЕТИКА ЗВУКИ РЕЧИ МОРФЕМИКА СОСТАВ СЛОВА ЛЕКСИКОЛОГИЯ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА МОРФОЛОГИЯ ЧАСТИ РЕЧИ СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗВУКОПИСЬ художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира ( свист ветра, рёв мотора и т. п.)
АЛЛИТЕРАЦИЯ ( ПОВТОРЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ) АССОНАНС ( ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ )
Какой звук повторяется в данном фрагменте стихотворения М. Лермонтова ? Для чего ? У наших ушки на макушке ! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. Забил снаряд я в пушку туго И думал : угощу я друга …
ЗВУК МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ ; ДЕЛАТЬ ЕГО БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ О…О… О! О? (О) О!? О!!! О:О; ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
- дом - - мил - - мал -
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ ПРИДАЮТ СЛОВАМ БОЛЬШУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАТЬ НАСТРОЕНИЕ ГЕРОЕВ, ОТНОШЕНИЕ К НИМ АВТОРА, РАЗЛИЧНУЮ ИНТОНАЦИЮ ( ОТ ЛАСКОВОЙ ДО НАСМЕШЛИВОЙ ), ПОДЧЕРКНУТЬ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ Изобразительно - выразительные средства словообразования
1) Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона. 2) Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. 3) Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани. ( С. Есенин ) МЕТАФОРЫМЕТАФОРЫ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
ЭПИТЕТЫЭПИТЕТЫ
Лексические и морфологические средства выразительности такие художественные средства, как метафора, олицетворение, эпитет, делают язык ярче, богаче, точнее, выразительнее, эмоциональнее
« Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал » Владимир Солоухин
Синтаксические средства выразительности СРАВНЕНИЕ – одно из наиболее используемых средств выразительности в языке. Может быть выражено с помощью сравнительного оборота или существительным в творительном падеже.
Д/З:Д/З: Напишите сочинение – миниатюру « Волшебство слова, или С русским языком можно творить чудеса ?». Объем сочинения – 5-7 предложений. Форма – рассуждение. Или выполните упражнение 659, задание 3 (используйте различные изобразительно- выразительные средства)