Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Advertisements

Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Бессоюзное сложное предложение. Проблемный вопрос: Является ли предложение : По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырёхъярусные.
Бессоюзные сложные предложения. Запятая в БСП ставится при перечислении. Спустился на степь предрассветный покой, багряное солнце за тучами меркнет. [
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок 1 Цель урока Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного.
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Задачи: Выявить условия постановки двоеточия в БСП; Сформулировать правило постановки двоеточия в БСП; Учиться.
Презентация «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Дополнительный материал к уроку русского языка УМК любой Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Выполнила: ученица 11 класса Коновалова Анна Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г. Проект.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Кучмина Н.В.МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Транксрипт:

Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»

Бессоюзные сложные предложения это Самостоятельные синтаксические конструкции, части которых объединяются по смыслу с помощью интонации, без союзов и указательных слов.

Цели Формирование умений: 1. Устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. 1.Определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных Краткостью и выразительностью. выразительностью Это качество с давних пор оценил народ: пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют собой бессоюзные сложные предложения: Это качество с давних пор оценил народ: пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют собой бессоюзные сложные предложения:

Части БСП связаны между собой по значению. Они указывают на 1) Одновременность и последовательность действий 1. За окнами неслись облака, жарко светило солнце. 2. В сенях послышался шорох, с лязгом упал железный замок, щёлкнула задвижка.

1. Ветер деревья волнует, правда народ поднимает. 2. Не пугайся зимы: весна придёт. 3. Лес рубят – щепки летят.

2) Противопоставление 1. Все хотели солнца – оно не показывалось. 3) Условие и время 1. Любишь кататься – люби саночки возить. 2. Стемнеет – всюду по степи зажигаются огни.

4) Следствие Солнце выглянуло – степь повеселела. Солнце выглянуло – степь повеселела. 5) Причину Ты не провожай меня: дорогу знаю. Ты не провожай меня: дорогу знаю. 6) Пояснение или дополнение 1. Хочу от вас только одного: поторопитесь с выездом. 2.Было ясно: мы опаздываем. 2. Было ясно: мы опаздываем.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Между частями БСП ставятся следующие знаки Запятая Запятая Точка с запятой Точка с запятой Двоеточие Двоеточие Тире Тире

Запятая и точка с запятой в БСП 1) Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится запятая, если в них перечисляются какие-то факты. В этом случае между предложениями можно поставить союз и.запятая

2) Между предложениями, входящими в состав БСП со значением перечисления, может ставиться и точка с запятой, если предложения более распространены (особенно когда внутри предложений есть уже запятые). точка с запятойточка с запятой

Двоеточие в БСП 1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.причину

2) Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. поясняет

3) Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов (обычно сказуемое). дополняет

Тире в БСП 1. Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.

2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении..

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. (ср.: Солнце дымное встаёт, так что будет день горячий.

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

1.В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 2. Скрепят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга. (ср.: В глазах у меня потемнело, и голова закружилась). (ср.: В глазах у меня потемнело, и голова закружилась).

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. (ср.: Осень и зиму Павел не любил, потому что они не приносили ему много физического страдания.)

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (ср.: Степь весело пестреет цветами, а именно : ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами).

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. (ср.: Павел чувствует, как чьи- то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти).

1) Настанет утро – двинемся в путь. (ср.: Когда настанет утро, двинемся в путь). 2) Назвался груздем – полезай в кузов. (ср.: Если назвался груздем, полезай в кузов).

Вывод В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь» и требует определённых знаков препинания, таких как:

Запятая; Запятая; Точка с запятой; Точка с запятой; Двоеточие; Двоеточие; Тире. Тире.

Заключение Эта работа может проводиться, как обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе, а так же в качестве повторения в 10 – 11 классах.

Прочитать § 216, выучить п.1. Упр. 170