Урок – игра. Колебания. Волны. Звук. Учитель физики Дивеев А.А.
Загадки нашего слуха 1. П очему человек слышит? 2. К ак устроено наше ухо? 3. Н асколько чувствительно наше ухо? 4. К акие звуки слышит наше ухо? 5. Ч ем шум отличается от музыкального звука? 6. Ч то такое тембр? 7. Ч то такое громкость? 8. К аков диапазон слышимых нами частот? 9. С уществуют ли неслышимые звуки? 10. Н е опасно ли слушать громкую музыку?
Кроссворд «Поднимитесь по ступенькам»
Вопрос 1 для 1-ой команды: Звук, при котором изменения акустического давления, воспринимаемого нашим ухом, происходят регулярно, называется… Звук, при котором изменения акустического давления, воспринимаемого нашим ухом, происходят регулярно, называется… для 2-ой команды: Параметр среды, влияющий на скорость звука. Параметр среды, влияющий на скорость звука.
Вопрос 2 для 1-ой команды: Колебания, частоты которых больше 20 кГц. Колебания, частоты которых больше 20 кГц. для 2-ой команды: Метод измерения глубины моря с помощью ультразвуковых волн. Метод измерения глубины моря с помощью ультразвуковых волн.
Вопрос 3 для 1-ой команды: Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия. Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия. для 2-ой команды: Повторяющиеся движения, порождающие звук. Повторяющиеся движения, порождающие звук.
Вопрос 4 для 1-ой команды: Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты свободных колебаний с частотой вынуждающей силы. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты свободных колебаний с частотой вынуждающей силы. для 2-ой команды: Особые источники звука, испускающие единственную частоту, так называемый «чистый тон». Особые источники звука, испускающие единственную частоту, так называемый «чистый тон».
Вопрос 5 для 1-ой команды: Учёный, который применил маятник в часах. Учёный, который применил маятник в часах. для 2-ой команды: Характеристика звука, измеряемая в герцах. Характеристика звука, измеряемая в герцах.
Вопрос 6 для 1-ой команды: Время, за которое совершается одно полное колебание. Время, за которое совершается одно полное колебание. для 2-ой команды: Струнный музыкальный инструмент. Струнный музыкальный инструмент.
Вопрос 7 для 1-ой команды: Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами. Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами. для 2-ой команды: Регулярно чередующиеся сжатия и разряжения воздуха, распространяющиеся от источника звука. Регулярно чередующиеся сжатия и разряжения воздуха, распространяющиеся от источника звука.
Вопрос 8 для 1-ой команды: Прибор для измерения времени. Прибор для измерения времени. для 2-ой команды: Звук, сопровождающий разряды молний. Звук, сопровождающий разряды молний.
Вопрос 9 для 1-ой команды: Приёмник звука у человека и животных. Приёмник звука у человека и животных. для 2-ой команды: Набор колебаний различной частоты. Набор колебаний различной частоты.
Проверка
музыкальный ультразвук амплитуда резонанс Гюйгенс период часы ухо тембр Ответы на кроссворд для 1-ой команды
температура эхолокоция колебания камертон частота гитара гром шум волна
Экспериментальное задание для 1-ой команды: Задание – выяснить, зависит ли период колебаний маятника от его длины. Задание – выяснить, зависит ли период колебаний маятника от его длины. для 2-ой команды: Задание – выяснить зависит ли период колебаний от его маятника. Задание – выяснить зависит ли период колебаний от его маятника.
Ответы на экспериментальное задание для 1-ой команды: (Т 2 /Т 1 ) = (L 2 /L 1 ). (Т 2 /Т 1 ) = (L 2 /L 1 ). для 2-ой команды: Период колебания маятника от массы груза не зависит. Период колебания маятника от массы груза не зависит. 2
Опыты