Цель урока: Знакомство с новым орфографическим законом
Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета: -Трудовые процессы (копать, мыть и т.д.) -Движение ( бежать, идти и т.д.) -Состояние человека (дремать, гордиться) -Состояние природы (потемнело, холодает) -Процессы речи и мысли (мыслить, шептать) -Звуковые явления (мычать, кукарекать) и т.д.
глагол имеет: лицо время вид наклонение
КАРТОЧКА 1 (повторение) Выр…стить, предл…гать, к…снуться, выращивать, пол…жить, к…саться, подр…сти
Вырастить (что сделать?) с.в. Предлагать (что делать?) нес.в. Коснуться (что сделать?) с.в. Выращивать (что делать?) нес.в. Положить (что сделать?) с.в. Касаться (что делать?) нес.в. Подрасти (что сделать?)
собирать – соберу отпирал – отпереть замираю – замер стираем – стереть расстилать – расстелю блистал – блестеть, блеснуть выжигать – выжечь
за А то пишем то пишем - И- -Е- СОБИРАТЬ СОБЕРУ (- А- )
Зажигать – зажигание (сущ.), зажигательный (прил.), зажигающий (причастие), зажигая (деепричастие).
КАРТОЧКА 2 (первый вариант) Собирают цветы. Всё замерло. Звёзды заблестели. Взбираемся на вершину. Замереть от восторга. Река заблестела. Зажигать костёр. Степь расстилается.
КАРТОЧКА 2 (второй вариант) Опираться на перила. Запереть дверь. Растереть краски. Натирать полы. Пол блестит. Постелить ковёр. Протереть окно. Прибирать комнату. Выжигать рисунок.
Серый зайка удирает, сердце в пятках замирает. Расстилаясь по тропинке, мимо ёлки и осинки он блистательно бежит, выбирает виражи. Обжигает ветер ушки! Скок-поскок – беглец в избушке. Запирай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь!
С чем мы сегодня познакомились? Когда пишется -И-, а когда –Е- в корнях слов? А в каких корнях? Закон действует только в глаголах, или в словах других частей речи, образованных от этих глаголов, тоже может встретиться? В глаголах какого вида пишется –И-, а –Е-?
«5» «4» «3»