М.Ю.Лермонтов (1814-1841). Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: презентация стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы" на конкурс "Всё начинается с книги"
Advertisements

Восточное сказание. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Выполнил ученик 6 класса Красильников Миша.
1. Чтение, восприятие и анализ стихотворения «Три пальмы» 2. Знакомство с новыми литературными терминами 3. Самостоятельная работа с текстом.
Тема красоты и гармонии человека с миром. Учитель русского языка ГБОУ школы 106 г. Санкт-Петербург Арестова Е. В.
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.
Вьюк – ноша, кладь, здесь уложенная на верблюда ; Урочный путь – определенный, условленный путь ; Пророк – истолкователь воли Бога ; Роптать - тихо возмущаться,
Автор: Астанина Дарья, ученица 6 класса ЧОУ «ООШ «Исток» Научный руководитель Файнберг Т.П.
Скучно Настроен на работу Радостно аллитерация антитеза сравнение метафора олицетворение эпитет композиция баллада Словарь литературоведческих.
Тема природы и человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"
Родник между ними из почвы бе(з,с)плодной Журча проб..вался волною холодной… Но стра(н,нн)ик усталый из чуждой земли Пылающ..й грудью ко влаге студеной.
, учитель русского языка и литературы Е.М.Мизина ГОУ СОШ 242 Красносельский район.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Контрольный тест по лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (материалы к уроку литературы в 6 классе)
Cтихотворные размеры Урок стихосложения Двухсложные размеры Хорей - размер стиха с ударением на нечётных слогах Нелюдимо наше море, День и ночь шумит.
Михаил Юрьевич Лермонтов Годы жизни: г. Место рождения: Москва Родители: Мария Михайловна, Юрий Петрович Бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
В ней есть душа … учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна.
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Транксрипт:

М.Ю.Лермонтов ( )

Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Цель урока : 1)Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» 2)Выявить художественное своеобразие баллады. 3) Развивать навыки работы с текстом худ. произведения.

Восточное сказание. «Три пальмы».

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зелёных листов От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студёной Ещё не склонялся под кущей зелёной, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать: «На толь мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? … Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шёл, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали … И, стан худошавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан. Кувшины,звуча, налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.

И нынче всё дико и пусто кругом – Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскалённый заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.

Есть ли сюжет в стихотворении « Три пальмы»? Что лежит в его основе? Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»? К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?

Дактиль( ) Амфибрахий( ) Анапест( ) Каким размером написана баллада? Сколько раз повторяется стопа? В песчаных\степях а\равийской\ земли

Смежная(АА ББ ) Перекрёстная (АБ АБ ) Кольцевая (А ББ А ) Способы рифмовки в стихотворении.

В песчаных степях аравийской земли (А) Три гордые пальмы высоко росли. (А) Родник между ними из почвы бесплодной, (Б) Журча, пробивался волною холодной, (Б) Хранимый под сенью зелёных листов, (В) От знойных лучей и летучих песков. (В) Определите способ рифмовки в балладе.

Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили ?

Пальмы

Караван

Пепел

Какую роль играет в стихотворении олицетворение? О чём мечтали пальмы до прихода каравана?

Вывод. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.

Как отнеслись пальмы к приходу гостей? Как отнеслись пальмы к приходу гостей? Как поступили люди с пальмами? Как поступили люди с пальмами?

КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

Аллитерация(звукопись) – повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность. Найдите в тексте пример аллитерации. Для чего она нужна?

СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ. -ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?

Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя. Прекрасный оазис в начале произведения и картина гибели его в конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС : НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО КОПИЛОСЬ В ПРИРОДЕ СТОЛЕТИЯМИ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О СВОЁМ СОБСТВЕННОМ СЕГОДНЯШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ. ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТЕХ, КТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ НЕГО, И БЕРЕЧЬ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.

ВЫВОД. ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848 )

«Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь ещё и ёщё осязать её. Нечего хвалить такие стихи – они говорят сами за себя и выше всяких похвал …» В.Г.Белинский «Стихотворения М. Лермонтова»

Лермонтовские баллады всегда насыщены художественными средствами, язык их красив и выразителен. Найдите все средства художественной выразительности ( тропы ) в балладе. О чём болела душа поэта?