Научно- практической конференция, посвященная 50-летию первого полета в космос ««Русский космизм», как принцип познания мира». Цель: изучить наследие русских ученых, философов, художников, музыкантов-космистов и показать его значение. Задачи: 1) освоение наследия русской научной школы; 2) приобщение учащихся к познавательной, исследовательской, творческой деятельности в области естествознания, литературном, художественном и музыкальном искусствах; 3) развитие у учащихся навыков систематической исследовательской и творческой работы в содружестве с учителем;
4) патриотическое и нравственное воспитание молодого поколения и пропаганда достижений отечественной космонавтики; 5) гармоническое, разностороннее развитие учащихся не только в области науки и техники, но и культуры через раскрытие художественных и литературных способностей на примере жизненного пути К.Э. Циолковского и А.Л.Чижевского; 6) развитие и практическое приложение знаний, полученных при изучении трудов отечественных гениев науки культуры, для решения конкретных научных, технических, экологических, социальных задач.
Ход конференции. I.Вступительное слово учителя. II.Представление работ учащимися. 1.Идеи « русского космизма», как принцип познания мира. (Назарян Ц., 9а кл.) 2. К.Э. Циолковский и его космическая философия. (Сурикова М., ХарюшинН,10б кл.) 3. А.Л.Чижевский и его идеи. ( Лащ Ю., 10бкл.) 4. Полезные ископаемые Земли и космоса. ( Степкина М., Горяйнов А.9а кл.) 5. Космическая музыка в звуке. (БелокуроваМ, БелокуроваО) 6) Космизм в художественном искусстве.( Колюкаева А., 9акл.) III. Подведение итогов урока- конференции.(Экспертный совет, учитель)
ИДЕЯ "РУССКОГО КОСМИЗМА, КАК ПРИНЦИП ПОЗНАНИЯ МИРА.
Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий.
РУССКИЕ УЧЕНЫЕ-ФАНТАСТЫ
Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова Важное место в русском космизме и важнейшее место в философии Николая Федоровича Федорова занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма. Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об имманентном (естественном) воскрешении всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества.
Константин Эдуардович Циолковский. Циолковский считал, что пройдя несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство. Центральной в космической этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. "Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели."
Владимир Иванович Вернадский В.И. Вернадский устремил главное внимание на изучение живого вещества земли – совокупности обитающих на ней организмов, на процессы их питания, дыхания и размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли и роль человеческой деятельности в преобразовании природных условий. И он является одним из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма.
А.Л. Чижевский Особый вклад в развитие русского космизма внес А.Л.Чижевский, выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиол огии. Но все же самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала теория гелиотараксии ( от гелиос - Солнце и тараксио - возмущаю ); ее основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца. «В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной»
Писатели-фантасты
ИВАН ЕФРЕМОВ «Туманность Андромеды» «Туманность Андромеды» – прекрасное видение будущего во всей мировой научной фантастике, гимн безграничным возможностям человеческого разума, красоте человеческих отношений в объединенном мире Земли, освобождённой от гнёта, корысти, ненависти, зависти и вражды. Центром философских размышлений Ефремова является понимание человека: «Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное – найти в человеке всё, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее!»
АЛЕКСАНДР ПОЛЕЩУК «Звездный человек» Первое фантастическое произведение Полещука, повесть «Звёздный человек» (1957), имеет достаточно традиционный фантастический сюжет контакт с негуманоидным инопланетянином. Эта повесть, появившаяся одновременно с «Туманностью Андромеды» И. Ефремова, была отмечена характерными чертами новой волны советской фантастики антиавторитаризм, расширение горизонтов, совмещение реалистичного изображения героев и фантастического действия. Примечательно, что в повести описан шлем виртуальной реальности, идея которого в те времена была чисто фантастической. Финал повести показывает знакомство автора с идеями гелиобиологии и взглядами А. Чижевского.
Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена.