Русский символизм.. Понятие « серебряный век » относится прежде всего к поэзии. Символизм литературно - художественное направление, считавшее целью искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб.
Advertisements

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
Символизм - литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс»
СИМВОЛИЗМ от греч. Symbolon условный знак. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СЧИТАВШЕЕ ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА ИНТУИТИВНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРОВОГО ЕДИНСТВА.
Философские истоки символистов в России. Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения.
Александр Блок (1880 – 1921) Как памятник началу века, Там этот человек стоит. Анна Ахматова.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
Литературный альманахъ Нумеръ отъ 12 января 1898года. «Серебряный голубь» Белого… (Рецензия В. Брюсова) Роман Белого "Серебряный голубь" - одно из любопытнейших.
Символизм Васильева Анна Викторовна ГБОУ СОШ 71. Серебряный век символизм акмеизм футуризм модернизм.
Отличие лирики декадентов от лирики символистов на примере сравнительного анализа стихотворений А. Блока « Вхожу я в темные храмы » и Д. Мережковского.
«Мгновение слишком яркого света» (Раннее творчество А.А. Блока) Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 р.п. Лысые Горы Саратовской.
Особенности символизма Автор работы: Тарасенко С. И. учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Серебряный век Серебряный век. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства.
Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.
Тема проекта: Символизм как литературное направление модернизма Выполнили ученики 11 классов совместно с учителем Журухиной Е.И. совместно с учителем Журухиной.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Поэзия Серебряного века Брайнина Л.В. ГОУ СОШ 530 ноябрь 2007 года ноябрь 2007 года.
Транксрипт:

Русский символизм.

Понятие « серебряный век » относится прежде всего к поэзии. Символизм литературно - художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Ключевым понятием символизма является символ многозначное иносказание, в отличие от аллегории однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Поэты-символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а, скорее, соучастник творчества, соавтор. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации.

Вячеслав Иванов Андрей Белый (Б. Бугаева) А. Блок Ф. Сологуб (Ф. Тетерников) Поэты - символисты широко использовали мотивы и образы разных культур, художественные цитаты. Излюбленным источником художественных реминисценций служила греческая и римская мифология. Символисты не только обращались к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные мифы они считали это средством слить воедино жизнь и искусство. Это характерно для поэтики Вячеслава Иванова, Андрея Белого (Б. Бугаева), А. Блока, Ф. Сологуба.

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Он верил в спасительную миссию Красоты. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Владимир Сергеевич Соловьев

Теория символизма Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский ( ), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». В Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов.

« Старшие символисты » С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых « старших символистов », которые понимали символизм как литературную школу. Московское крыло группировалось вокруг В. Брюсова. Главный принцип их эстетики «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: « Создания искусства приотворенные двери в вечность ». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения.

Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: « Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов ». Поэту. Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. Всего будь холодный свидетель, На все устремляя свой взор. Да будет твоя добродетель - Готовность войти на костер. Быть может, всё в жизни лишь средство Для ярко-певучих стихов, И ты с беспечального детства Ищи сочетания слов. В минуты любовных объятий К бесстрастью себя приневоль, И в час беспощадных распятий Прославь исступленную боль. В снах утра и в бездне вечерней Лови, что шепнет тебе Рок, И помни: от века из терний Поэта заветный венок! Валерий Брюсов

Старшие символисты петербургского крыла во главе с Д.Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий. Надпись на книге. Мне мило отвлечённое: Им жизнь я создаю… Я всё уединённое Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… Зинаида Гиппиус

Шеллинг Фридрих Вильгельм Фридрих Ницше В. Соловьев « Младосимволист ы » В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. « Младосимволисты » вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В. Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению младосимволистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни.

Лирика Ф. Сологуба отличается устойчивым пессимистическим настроением, узким кругом тем, повторяющимися образами-символами: литературными, фольклорными, придуманными им самим. Сологуб творил собственную мифологию, выражавшую его концепцию мира: злое начало бытия Недотыкомка серая, Лихо, Солнце-Дракон, Змий ; избавительница от царящего зла подруга-Смерть ; урочища мечты Земля Ойле, Звезда Маир. Фёдор Сологуб

1 Звезда Маир сияет надо мною, Звезда Маир, И озарен прекрасною звездою Далекий мир. Земля Ойле плывет в волнах эфира, Земля Ойле, И ясен свет блистающий Маира На той земле. Река Лигой в стране любви и мира, Река Лигой Колеблет тихо ясный лик Маира Своей волной. Бряцанье лир, цветов благоуханье, Бряцанье лир И песни жен слились в одно дыханье, Хваля Маир. 2 На Ойле далекой и прекрасной Вся любовь и вся душа моя. На Ойле далекой и прекрасной Песней сладкогласной и согласной Славит всё блаженство бытия. Там, в сияньи ясного Маира, Всё цветет, всё радостно поёт. Там, в сияньи ясного Маира, В колыханьи светлого эфира, Мир иной таинственно живёт. Тихий берег синего Лигоя Весь в цветах нездешней красоты. Тихий берег синего Лигоя Вечный мир блаженства и покоя, Вечный мир свершившейся мечты. 4 Мой прах истлеет понемногу, Истлеет он в сырой земле, А я меж звезд найду дорогу К иной стране, к моей Ойле. Я всё земное позабуду, И там я буду не чужой, Доверюсь я иному чуду, Как обычайности земной. 5 Мы скоро с тобою Умрем на земле, Мы вместе с тобою Уйдем на Ойле. Под ясным Маиром Узнаем мы вновь, Под светлым Маиром Святую любовь. И всё, что скрывает Ревниво наш мир, Что солнце скрывает, Покажет Маир. ЗВЕЗДА МАИР

Андрей Белый - теоретик « младосимволистов ». « Младосимволисты » верили в обновление мира, их мировоззрение не было декадентским. Большое место в их творчестве занимает тема России. РОДИНЕ Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия,- Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины,- Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда - в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слез – Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе - и кольца Сатурна, И млечных путей серебро,- Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия,- Мессия грядущего дня! Андрей Белый

*** Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. *** Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. Наиболее ярко идеи « младосимволистов » выразил А. Блок. Ранние стихи Блока наполнены величальными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая, Царевна, Закатная Заря, Непостижимая (все с большой буквы). Александр Блок

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием сделать искусство объединяющим людей началом.