Урок русского языка Тема : Авторская пунктуация Учитель : Федорова Елена Алексеевна Класс : 11 А
Цели урока : - расширить представления учащихся об особенностях реализации правил пунктуации в индивидуально – авторском тексте; - развитие навыков создания монологического высказывания на лингвистическую тему; - реализовать подготовку к ЕГЭ ( Часть Б ).
- Прошу, не глядите!- Взгляд. ( Вот-вот уже хлынут градом! Ну как их загнать назад В глаза?! )- Говорю, не надо глядеть!!! Звук… Ну как будто бы кто-то просто …Ну… плачет вблизи?.. - Прошу, не глядите!- Взгляд. ( Вот-вот уже хлынут градом! Ну как их загнать назад В глаза?! )- Говорю, не надо глядеть!!! Почему возможно сочетание вопросительного и восклицательного знака? Звук… Ну как будто бы кто-то просто …Ну… плачет вблизи?.. Каковы сочетательные возможности многоточия ?
Хотите, - я сорву повязку? Я вам открою новый путь? «Нет,- лучше расскажите сказку Про что-нибудь…» Какова функция кавычек?
План : 1)определение термина «авторская пунктуация»; 2)узкое и широкое понимание термина; 3)знаки препинания, наиболее часто использующиеся в экспрессивно - стилистической функции.
К. Бальмонт М. Цветаева
Под занавесом дождя От глаз равнодушных кроясь, - О завтра мое! - тебя Выглядываю - как поезд Выглядывает бомбист С еще -сотрясеньем взрыва В руке... (Не одних убийств Бежим, зарываясь в гриву Дождя!) Не расправы страх, Не... - Но облака! но звоны! То Завтра на всех парах Проносится вдоль перрона Пропавшего... Бог! Благой! Бог! И в дымовую опушь -- Как об стену... (Под ногой Подножка - или ни ног уж, Ни рук?) Верстовая снасть Столба... Фонари из бреда... О нет, не любовь, не страсть, Ты поезд, которым еду В Бессмертье... М.Цветаева - Побег
Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души. Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит. И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее, И шептались камыши. К.Д. Бальмонт - Лебедь
Под занавесом дождя От глаз равнодушных кроясь, - О завтра мое! - тебя Выглядываю - как поезд Выглядывает бомбист С еще -сотрясеньем взрыва В руке... (Не одних убийств Бежим, зарываясь в гриву Дождя!) Не расправы страх, Не... - Но облака! но звоны! То Завтра на всех парах Проносится вдоль перрона Пропавшего... Бог! Благой! Бог! И в дымовую опушь -- Как об стену... (Под ногой Подножка - или ни ног уж, Ни рук?) Верстовая снасть Столба... Фонари из бреда... О нет, не любовь, не страсть, Ты поезд, которым еду В Бессмертье... М.Цветаева - Побег
Итоги : 1)В каком стиле встречается авторская пунктуация? 2)Какова роль авторской пунктуации?
Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный речь. И.Бунин - Слово
Синтаксис Синтаксис есть графическое обозначение интонации, которая есть акустическое обозначение семантических ( значимых ) оттенков фразы, а нюансы смысла и возможно на письме передать лишь индивидуальной, каждый раз со своей собственной задачей, пунктуацией. М.Веллер «Не ножик, Не Сережи Не Довлатова».
Дифференцированное домашнее задание. Проанализировать по предложенному плану стихи поэтессы М.Цветаевой.