ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ 9 Ст. Староминской Краснодарского края Миронова Ж.Е.
2 Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью ВПФ, участвующих в процессе овладения навыками письма. р В Ф У м я ха ся ц а
3 Причины дисграфии: Нарушение слуховой дифференциации звуков Неправильное звукопроизношение Задержка в развитии лексико-грамматической стороны речи Нарушения зрительного анализа и синтеза Несвоевременное формирование процесса латирализации (установления доминантной роли одного из больших полушарий ГМ) Расстройство в системе пространственных и временных представлений Низкий уровень психологической готовности к школе Двуязычие в семье.
4 Зеркальная Моторная Классификация нарушений письма.
5 Артикуляторно-акустическая дисграфия. / Ребенок пишет слова так как произносит / Причина: неправильное произношение звуков речи. Коррекция: - исправление нарушенного звукопроизношения; - закрепление его на письме. Акустическая ( на основе нарушений фонемного распознавания ) /Проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие/ Причина: нарушение фонематического слуха. Корекция: - развитие фонематического слуха; -закрепление на письме.
6 Дисграфия на почве нарушений языкового анализа синтеза. /Ребенок допускает пропуски согласных, гласных, перестановки и добавления букв, слогов, слов, слитное написание предлогов с др. словами, раздельное написание приставок/ Причина: нарушение фонематического восприятия(затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки) Коррекция: - развитие фонематического восприятия (учим определять линейную последовательность букв, слогов, слов и предложений); -закрепление на письме.
7 Аграмматическая дисграфия. /проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, в пропусках членов предложений, в нарушениях последовательности слов в предложениях и нарушениях смысловых связей/ Причина: недоразвитие грамматического строя речи. Коррекция: -развитие грамматического строя речи и грамматических категорий; - закрепление на письме.
8 Моторная (кинестетическая). /обусл. нарушением моторики пальцев. Отправные точки и первые элементы буквы одинаковые; ребенок начинает писать правильно, а заканчивает неправильно./ о-а ш-и г-ч б-д ш-щ н-к ы-и и-ц х-ж и-у м-л н-ю п-т у-ч а-д Г-Р Л-Я Л-М У-Ч И-Ш Коррекция: Развиваем мелкую моторику.
9 Оптическая дисграфия. /проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв ( и - ш, п - т, т – ш, в – д, б – д, л – м, с – е, с - о, у - д - з )/ Здесь же выделяют ЗЕРКАЛЬНУЮ ДИСГРАФИЮ (смешивают с-э, З-С, смешивают те буквы, отправные точки у которых разные) Причина : несформированность зрительно- пространственных функций. У ребенка нет отчетливых представлений зрительных образов букв.
10 I этап. Организационный. -проведение первичного обследования; -оформление документации и планирование работы. II этап. Подготовительный. А.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. (зрительного гнозиса, восприятия цвета, формы,размера и величины.) Этапы коррекционной работы по устранению оптической дисграфии:. Б.Развитие буквенного гнозиса: (развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв, дифференциация расположения элементов букв. В.Развитие зрительного анализа и синтеза. Г.Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): (развитие запоминания формы предметов, развитие запоминания цвета; в)развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). Д.Формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в окружающем пространстве.)
11 III этап. Основной. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. -Дифференциация гласных букв: а)изолированно (написание); б)в слогах и в словах; в)в словосочетаниях; г)в предложениях и тексте. - Дифференциация гласных и согласных букв: а)изолированно; б)в слогах и словах; в)в словосочетаниях; г)в предложениях и тексте. -Дифференциация согласных: а)изолированно; б)в слогах и в словах; в)в словосочетании; г)в предложениях и тексте. IVэтап. Заключительный. Закрепление полученных навыков.
12 ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА:
13 Виды коррекционной работы:
14 Виды коррекционной работы: А. на уровне графемы: -определить на ощупь буквы а - о; -обвести в воздухе, написать в тетради по точкам; -найти сходные по начертанию, зашумленные буквы; А У Х О -буквы-символы: а- о- С М Т К Р К П ЛКИ
15 Б. на уровне слога: -записать ударный слог из слов: Сурок, варит, крошки, ночи, зима. - составить из слогов слова: КО, КОР, МАР, КА -объяснить значение слов: САМ-СОМ ПАЧКА- ПОЧКА ВАЛ- ВОЛ ПАЛКИ- ПОЛКИ
16 В. на уровне слова: -«Посади пчелку на цветок» А К Л К У К П Л О ь К Ш АА А л
17 -Согласуйте слова: ПОЧКА ДЕРЕВЯННАЯ ПАЧКА БЕРЁЗОВАЯ ПОЛКА БУМАЖНАЯ ПАЛКА КРИВАЯ -Зашифруйте по образцу при помощи букв О-А: Скоро сказка сказывается. О-А А-А А-А В.Дифференциация о-а в словосочетаниях, предложениях, тексте.
18 м-ш Шуба была съедена молью. и-п Птичку выпустили на волю. к-х Кот уснул у меня на руках. и-л Улетел у Коли шарик. у-д-з Мы разучили танец под музыку.
Используемая литература