Матвеева Светлана Ефимовна, Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры КГТУ(КАИ) Начальник отдела среднего и начального профессионального образования Мои Н РТ
ФЗ 260 от 10 ноября 2009 года О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ» Статья 6 Внести в статью 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; 2009, N 29, ст. 3621) следующие изменения: 1) в части 1 слова "2009 года" заменить словами "2010 года"; 2) в части 2 слова "2009 года" заменить словами "2010 года"; 3) в части 3 слова "2009 года" заменить словами "2010 года". ФЗ 309 от 1 декабря 2007 года О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Статья Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения. 2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2009 года. 3. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.
Закон об образовании Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования (в ред. Федерального закона от N 258-ФЗ) К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: 14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов за счет средств заявителя; (в ред. Федеральных законов от N 56-ФЗ, от N 309-ФЗ) 19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования; (в ред. Федеральных законов от N 71-ФЗ, от N 122-ФЗ, от N 309-ФЗ)
Закон об образовании Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ пункт 1 статьи 29 настоящего Закона дополнен подпунктом 5.2Федеральным законом 5.2) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
Закон об образовании Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; (пп. 2 в ред. Федерального закона от N 61-ФЗ) 4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; (в ред. Федеральных законов от N 71-ФЗ, от N 309-ФЗ) 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) 8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; 9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования; (пп. 10 в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ)
6 Критерии готовности ОУ к введению стандарта разработана и утверждена основная профессиональная образовательная программа начального (среднего)профессионального образования; -приведены в соответствие с требованиями ФГОС профессионального образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
7 -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, образовательные технологии, финансирование, материально-техническое, кадровое, учебно-методиеское обеспечение и т.п.);
-определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС профессионального образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; -разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; - обеспечены кадровые условия реализации основной профессиональной образовательной программы профессионального образования
10 Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации социокультурной среды, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; -обеспечены финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной профессиональной образовательной программы профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Введение новых стандартов потребует подготовки следующих категорий работников: Педагогических и руководящих работников подготовить к : Восприятию новизны ФГОС Овладению модульно-компетентностным подходом; Овладению методическим алгоритмом ФГОС. Усвоению новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения Руководящих работников подготовить к: Созданию условий для внедрения ФГОС; Управлению процессом их внедрения, включая создание институциональных систем контроля качества реализации ФГОС. - осуществлено повышение квалификации всех педагогов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС профессионального образования)
13 Переход на новые образовательные стандарты 1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым обучающимся, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть образовательные программы, какие результаты должны продемонстрировать обучающиеся, какие условия должны быть созданы в ОУ для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется ОУ. Обучающимся должна быть предоставлена возможность выбора. 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость, т.е. самостоятельную работу обучающихся. 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни (общие и профессиональные компетенции). 5. В ОУ должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени 6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования.
Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС профессионального образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся. овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. 14
Конкурс мегапроект по направлению «Профессиональное образование в условиях перехода на ФГОС нового поколения»
Благодарю за внимание!