Тема учебного проекта «Бабушкино лукошко» Михайлова Наталья Николаевна учитель начальных классов МОУ « СОШ 12» г. Усолье - Сибирское
Грибы в лесу растут, а их в городе знают. (поговорка) Проект «Бабушкино лукошко» разработан для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Может быть использован на уроках окружающего мира при изучении тем «Путешествие по природным зонам», «Природные сообщества», на уроках изобразительного искусства, технологии, во внеурочной деятельности. В ходе проекта учащиеся делятся на инициативные группы: «Грибники" - изучают вопросы, связанные со строением грибов, условиями их роста, правилами сбора; «Айболиты" – изучают целебные свойства грибов, мифы и правду о грибах, вопросы по оказанию первой помощи при отравлении; «Поварята" - изучают вопросы, связанные с правилами обработки грибов, умением приготовить вкусные блюда, рецепты соления и маринования, хранения грибов. В ходе выполнения проекта учащиеся оформляют выставку рисунков и поделок; находят стихи, загадки, пословицы и поговорки, приметы о грибах; изготавливают книжки, буклеты, памятки.
Цели: Расширить знания детей о разнообразии грибов, научить отличать съедобный гриб от ядовитого, уметь оказывать первую помощь при отравлении грибами. Выполнять частично поисковую деятельность, работать в сотрудничестве с одноклассниками и взрослыми, оценивать свои достижения и достижения других, делать выводы. Пользоваться продуктами совместной проектной деятельности в повседневной жизни.
Основополагающий вопрос Грибы - наши друзья или враги? Проблемные вопросы Чем грибы могут быть опасны, а чем полезны для здоровья человека? Важно ли знать отличительные особенности съедобных и ядовитых грибов? Почему учёные относят их к особому царству? Что нужно знать грибнику о грибах? Можно ли считать грибы врагами? Учебные вопросы Что такое грибы? Какие условия нужны для роста грибов? Какие бывают грибы? Где и как искать грибы? Грибы - двойники, как их распознать? Почему важно правильно собирать грибы? Как человек использует грибы? Каковы целебные свойства грибов? Какие блюда можно приготовить? Как сохранить грибы?
План проведения учебного проекта Проект проводится в течение двух месяцев (8 недель). 3 урока за счёт предмета окружающий мир, 4урока - информатики, урок изобразительного искусства, технологии, внеурочное время, классные часы. Завершается проект праздничным чаепитием "Бабушкино лукошко" с приглашением родителей, детей школы. Подготовительный этап Постановка проблемы. Формирование групп. Составление плана действий. Обсуждение возможных источников информации.
Рабочий этап Общее: Классный час (Рассказ о проекте с презентацией). Родительское собрание (Что даст проект моему ребёнку? Чем я ему могу помочь?) Оценивание и согласованность. Распределение заданий внутри групп. По группам: Составить план работы с каждой группой. Распределить обязанности. Обсудить индивидуальную работу каждого. Еженедельно проводить промежуточный отчёт по каждой группе с подведением итогов, определения вклада каждого участника группы. На уроках информатики работа с интернет - ресурсами. Поход в библиотеку.
Итоговый этап Выступление на классном часе с выставлением оценок. Выбор лучшей работы. Вручение грамот. Чаепитие.
Буклет для родителей
Критерии оценивания