Создание з доровьесберегающей среды на уроках русского языка и литературы и иностранных языков
1. Здоровьесберегающие технологии 2. Рекомендации психолога 3. Эффективные методы и приемы сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроке Из опыта работы учителей русского языка и литературы и иностранных языков СШ Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке
ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЧЕРНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ ЧЕРНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье Психическое здоровье Социальное здоровье Нравственное здоровье Духовное здоровье
Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Системообразующий принцип здоровъесберегающей педагогики: приоритет заботы о здоровье учащихся научно-методическая обоснованность работы подбор и подготовка педагогических кадров достаточное финансовое обеспечение
Задачи педколлектива при организации здоровьесберегающего учебного процесса организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром воспитание культуры здоровья развитие творческих способностей мотивация на здоровый образ жизни ориентация детей на использование полученных знаний в повседневной жизни внедрение инновационных педагогических технологий участие в научно-практических конференциях
Типы технологий Здоровьесберегающие Оздоровительные Технологии обучения здоровью Воспитание культуры здоровья Внесубъектные Предполагающие пассивную позицию учащегося Предполагающие активную позицию учащегося
Принципы построения здоровьесберегающих образовательных технологий телесно-двигательного сопровождения абстрактно-понятийногомышления; открытости природе; эмпатического понимания; поддержания позитивной «Я-концепции»; осознавания собственных психосоматических процессов; творческой активности; закаливания.
Функции здоровьесберегающей технологии: формирующая информативно-коммуникативная диагностическая адаптивная рефлексивная интегративная
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности. Норма 4-7 видов за урок 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут 4) число видов преподавания: словесный, наглядный/аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма не менее трех
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 5) чередование видов преподавания. Норма не позже чем через минут 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся 7) место и длительность применения ТСО 8) позы учащихся, чередование поз 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке их место, содержание и продолжительность. Норма на минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения;
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни 11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке 12) психологический климат на уроке 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма не менее 60% и не более 7580%; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. 16) темп и особенности окончания урока: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). Соблюдаются физиологические основы учебно- воспитательного режима Формируется здоровый образ жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ динамические паузы создание благоприятной микросреды и морально- психологического климата формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску разносторонних знаний, правильная организация досуга школьников. проведение интегрированных уроков
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.