Волкова Людмила Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 22 г. Балаково
повторить и систематизировать сведения по теме «Односоставные предложения»; выработать навык отличать один вид односоставного предложения от другого; совершенствовать умение правильного использования в речи односоставных предложений; показать выразительные возможности односоставных предложений.
М.В. Ломоносов так сказал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемым глаголом к украшению и важности служит».
По мнению А.М. Пешковского, внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное.
Лингвист Э. Бенвенист так говорит об этой группе: «В этих предложениях есть отнесённость к координатам «Всё – везде – всегда».
По мнению лингвиста Е.С. Скобликовой, особенностью данных предложений является то, что в них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные.
Е.С. Скобликова утверждает, что действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица.
1. Определенно-личные. 2. Неопределенно-личные. 3. Обобщенно-личные. 4. Назывные. 5. Безличные.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАНЕСИТЕ В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ГРАФУ ТАБЛИЦЫ. (ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ) Определённо- личные предложения Неопределённо- личные предложения Обобщённо- личные предложения Безличные предложения Уходи, зима седая! Распахни мне свои объятия, густолистый развесистый лес. Кому-то принесли от мастера ларец. В дверь несмело постучали. Волка шапками не закидаешь. Из пустой речи мысли не извлечёшь. Не спится, няня. На пригорке то сыро, то жарко.
/О – л./, (когда). /Н/, и /двусост./. /Н – л./, и /двусост./. /Безлич./, и /безлич./. /Люблю смотреть на небо/, (когда …). /Непогода/, и /–=/. /В окно постучали/, и /–=/. /Тепло на солнышке/, и /безлич./.