РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Дымковская игрушка средняя группа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Advertisements

Изготовление дымковской игрушки. Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.
Изготовление дымковской игрушки. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным.
Дымковская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Считается, что возник он в XV– XVI веках в слободе Дымково.
Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним.
ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Где делают дымковские игрушки? Дымковские игрушки делают в городе Кирове.
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области Презентация по познавательному развитию в средней группе по теме «Дымковская.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА И СТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Где делают дымковские игрушки? Дымковские игрушки делают в городе Кирове.
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково.
ДЫМКА Презентация воспитателя МДОУ д\с 1 г. Юрюзани Срединой О.С
Презентацию выполнила Тетенькина Ольга Витальевна воспитатель МДОУ детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
ГБОУ СОШ 41 Дошкольное отделение 2 Москва, ул. Ленина, д. 51 Голубова Анна Александровна Портфолио 2013.
«Дымковская игрушка» Автор работы: Смирнова Катя ученица 4 класса Савинской ООШ.
Дымковская игрушка Автор: Бахметова Марина Николаевна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 138 г.Санкт-Петербург.
Дымковская игрушка. Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Дымковская игрушка Проект Ученика 5 класса «В» ГОУ СОШ 1173 Евсеева Павла.
ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Выполнил Молодцов Дмитрий.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
Транксрипт:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Дымковская игрушка средняя группа

Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к народному искусству России

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.

Дымковская игрушка рукодельное изделие. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

МЫ ИГРУШКИ ЗНАТНЫЕ, СКЛАДНЫЕ ДА ЛАДНЫЕ. МЫ ПОВСЮДУ СЛАВИМСЯ, МЫ И ВАМ ПОНРАВИМСЯ!