Урок географии 10 кл. Медуха Валентина Васильевна, учитель географии МБОУ«Солнечная СОШ 1»
Тема урока Размещение и миграции населения мира
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний учащимися с ориентацией на их практическое применение; обеспечить усвоение учащимися требований государственного образовательного стандарта по теме « Размещение и миграции населения мира»
Образовательные цели: Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по планете, установить причины неравномерности размещения; о миграции, ее видах и причинах вызывающих миграции. Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся метапредметных компетенций: мыслительной и речевой деятельности, навыка сотрудничества; Продолжить развитие умений работы с географическими картами, анализировать и делать выводы. Воспитательные цели: способствовать формированию у учащихся личностных компетенций: умения субъектного целеполагания (постановка учебных целей самим учеником, осознанное принятие решение); самооценки (оценка результатов собственной деятельности на уроке).
Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: Особенности размещения населения по планете и причины их обуславливающие Среднюю плотность населения мира Основные миграционные явления в мире причины миграций, их формы, виды. Учащиеся должны уметь: Анализировать таблицы, карты Составлять схемы Графически показывать главные районы трудовых миграций
На изучение темы «Население мира» по программе отводится 5 часов. Данный урок третий в теме Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: словесный, репродуктивный, наглядно– иллюстративный, частично–поисковый Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся)
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, атласы, учебник, тетрадь,
Этапы урока 1.Организационный момент - 1 мин.Организационный момент 2.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний – 1 мин.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний 3.Усвоение новых знаний – 25 мин.Усвоение новых знаний 4.Закрепление новых знаний – 10 мин.Закрепление новых знаний 6.Информация учащихся о домашнем задании – 1 мин.Информация учащихся о домашнем задании 7.Подведение итогов урока, рефлексия – 2 мин.
Организационный момент Дидактическая задача. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению Содержание этапа. 1.Взаимное приветствие учителя и учащихся. 2.Определение отсутствующих учащихся на уроке. 3.Проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний Дидактическая задача. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Учить учащихся формулировать цели учения и выбирать конкретные средства для их достижения. Содержание этапа. 1.Учитель сообщает тему урока учащимся. 2.Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях. 3. Учащиеся по формулировке темы ставят для себя цели и задачи учения на урок.
Определить: особенности размещения населения причины, такого размещения Познакомиться: с основными видами миграции причинами миграций Запомнить: ключевые понятия темы Задачи для учащихся:
3. Усвоение новых знаний Размещение и плотность населения мира. Дидактическая задача: Дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса Содержание этапа: Доказать, что население мира размещается крайне неравномерно Задания по группам: Задания по группам: 1. 1 группа: Какова роль природных условий в размещении населения? Приведите конкретные примеры используя текст в учебнике стр.71и рис. 15, группа: Проанализируйте карту плотности населения в атласе (стр. 14) и выполните задание 9 в учебнике на стр группа: По карте мультимедиаучебника определите среднюю плотность населения Земли и страны с максимальной и минимальной плотностью населения. Какие факторы повлияли на формирование такой плотности населения? 4. 4 группа: Используя текст параграфа, карту плотности населения приведите доказательства влияния на расселение людей их занятости. При ответе используйте рис.15 с.68 ДТ(11) стр Ответы учащихся из каждой группы и их обсуждение. 6. Подведём итог: Для чего необходимо знать численность и плотность населения страны?
Распределение и работа в группах
Миграции населения: их виды и география Учащиеся вспоминают, что такое миграции, их виды. Помогает им в этом слайд. Виды миграций: Миграция – переселение людей либо из страны в страну (внешние миграции), либо внутри страны (внутренние миграции). Эмиграция – выезд людей из своей страны на постоянное место жительства (эмигранты). Иммиграция – въезд людей в другую страну (иммигранты).
Используя текст учебника стр. 72 составить схему «Причины миграций», выделить главную из них. Проверка по слайду.
Продолжим работу по группам: используя текст учебника стр.72 Объяснить причины: 1группа: вспышки миграций в 15 веке? 2 группа: вспышки миграций в веках? 3группа: какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему? 4 группа: чем обусловлены массовые миграции из стран Западной Европы в Северную Америку и Австралию в эпоху зарождения капитализма и промышленной революции? Подведём итог: Какая причина миграций главная? Почему вы так считаете? Чем отличаются побудительные мотивы внешних и внутренних миграций.
Работа по группам: Используя текст учебника стр.73 1 группа: Какие миграции называются трудовыми? 2 группа: Каковы основные направления трудовых эмигрантов? 3 группа: Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые? 4 группа: Назовите центры притяжения трудовых ресурсов. Подведём итог: главная причина трудовых миграций?
о Отчёт групп результатах работы
Проанализировав карту мультимедиаучебника, подведём итог выделив Главные центры притяжения трудовых ресурсов ( называем и показываем на карте страны принимающие иммигрантов и страны отправляющие эмигрантов). 1. Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы 2. США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы 3. Нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана) Самостоятельная работа: Нанести на контурную карту главные районы трудовой иммиграции, показать стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила. Самостоятельная работа: Нанести на контурную карту главные районы трудовой иммиграции, показать стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
Работа в группах : отчёт по группам домашнего задания, используя текст учебника стр и источники дополнительной информации, расскажите о миграциях, связанных с: 1 группа: «утечкой умов». Что послужило развитию данного вида миграций? Какие последствия приносит она стране эмиграции? Назовите страны- поставщики иммигрантов - «интеллектуалов» 2 группа: вынужденными мигрантами. Кто такие беженцы? Причины вынужденных миграций? Назовите страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов? 3 группа: внутренними миграциями? Направления внутренних миграций? В каких странах особенно осваиваются новые земли? 4 группа: оттоком людей из «горячих точек», районов экологического бедствия. Причины таких миграций? Приведите примеры стран с данным видом миграций.
5. Закрепление новых знаний Дидактическая задача. Закрепить знания учащихся Содержание этапа. Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Чем объяснить миграции из Боснии и Герцеговины? Чем объяснить миграции из Боснии и Герцеговины? Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения? Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения? Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденции к постоянному росту? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденции к постоянному росту?
6. Информация о домашнем задании Дидактическая задача. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания. Содержание этапа. Для тех, кто испытывал трудности в усвоении материала на уроке: читать параграф 3 Составить словарь терминов с которыми познакомились на уроке. Для сильных учащихся: дополнительное (усложнённое) задание 9 на стр. 86 Повторить: урбанизация, отдельным ученикам подготовить сообщение о крупнейших городах мира, «городской взрыв» в развивающих странах, «небоскрёбы» в США.
7. Подведение итогов урока, рефлексия Дидактическая задача. Выявить степень осознания учащимися собственной учебной деятельности на уроке Содержание этапа. 1.Учащиеся отвечают на вопросы учителя: - Какая была тема урока? Личностная значимость миграций для вашей семьи? Расскажите о тех миграциях, которые удалось пережить вам? 2.Рефлексия. Как прошел для вас урок? Понравилось ли вам работать в группах? Какие задания были посильными, а какие вызывали затруднения? С каким настроением вы уходите с урока?
Спасибо за внимание!