Требования к современному учителю в условиях внедрения ФГОС (оценка уровня ИКТ - компетентности) Кургузов В.А., зам. директора по ИКТ г.
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур Пайперт
«Компьютерная грамотность должна стать одним из главных требований при проведении аттестации учителей. Учителя должны знать компьютер и современные программы. Это элемент общей культуры и один из ключевых факторов при аттестации учителей» Д.А. Медведев из материалов заседания Совета по развитию информационного общества до 2020 года
Основными направлениями развития общего образования (НОИ «ННШ»); Масштабным и действенным механизмом поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который предусматривает владение учителями современными информационно-коммуникационными технологиями. Новой формой аттестации педагогических работников, которая определяет уровень их ИКТ компетентности. Актуальность формирования ИКТ – компетентности учителя на современном этапе образования подтверждается:
Новыми квалификационными требованиями и квалификационными характеристиками учителей, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетентности, в том числе и информационно- коммуникационные. Пользователь ПК АРМ учителя ИКТ в предмете ХроноГраф, Электронный журнал, дневник ИКТ компетентность Электронное портфолио, сайт
1. Условия (МТБ) 42 рабочих места учителя (ПК, мультимедийный проектор, экран, МФУ, музыкальные колонки); 11 интерактивных досок; 10 документ-камер; 15 цифровых микроскопов; 3 кабинета информатики (1+9, 1+9, 1+10); 52 ПК в локальной сети; Школьный сервер и сетевое хранилище для документооборота; Официальный сайт образовательного учреждения.
2. Системы внутришкольного повышения квалификации 1. «Компьютерный всеобуч», заложил базовый уровень, элементарные навыки работы на компьютере (Word, Power Point, Exсel), … 2. «Пользователь интерактивной доски» – включение возможностей ИД в урочную и внеурочную деятельность. 3. Использование СПО «Linux», муниципальный практический семинар для учителей-предметников, открытые уроки без использования ОС Windows. 4. Методическая помощь при создании персонального мини- сайта учителя-предметника как вариант электронного портфолио и дистанционного сопровождения учащихся по предмету ( ) 5. Сопровождение внедрения ФГОС – оказание методической помощи в создании базы ЭОР и их использования на уроке.
3. Дистанционное сопровождение учителя Создание страницы «Аттестация» на официальном сайте лицея 1 с актуальной информацией для аттестующегося педагога.
4. Анкетирование педагогов лицея по вопросу ИКТ–компетентности Использование ИКТ в повседневной практике учителя: Достаточно хороший пользовательский уровень учителя- предметника является залогом успешного применения им ИКТ - технологий в своей повседневной работе.
4. Анкетирование педагогов лицея по вопросу ИКТ–компетентности Реализация профессиональных задач педагога с помощью ИКТ:
4. Анкетирование педагогов лицея по вопросу ИКТ–компетентности Использую и разрабатываю учебные задания с помощью ИКТ
5. Диссеминация опыта, локальная нормативная база В методическом кабинете представлен и обобщённый опыт педагогов лицея по внедрению ИКТ в учебно- воспитательный процесс (выпущены печатные сборники по итогам стажерских площадок, записаны данные ресурсы на электронный носитель, размещены на сайте). В приложении к ПОЛОЖЕНИЮ «О стимулирующих выплатах педагогам лицея», выделены критерии по вопросу использованию ИКТ.
6. Контроль и оказание помощи эффективной организации личного информационного пространства учителя Показатель информационной культуры; Систематизация накопленного материала на рабочем столе компьютера, быстрый поиск; Устранение риска «залежи файлов», невостребованность больших объемов материала.
Перспективные направления работы в условиях ФГОС Определить реальный уровень ИКТ - компетентностей с помощью «технологической карты» или анкеты и обязательного компьютерного тестирования. Пример: открыто 36 региональных центров сертификации в 28 регионах России.
Перспективные направления работы в условиях ФГОС Разработать систему мониторинга по отслеживанию изменений в уровне ИКТ-компетентностей каждого педагога. Проанализировать эффективность структуры информационного пространства учителя. Производить анализ продуктов образовательной деятельности учителя и его учеников, в ходе внутришкольных методических конкурсов (Фестиваль учебных проектов учащихся лицея). Анализ эффективности использования ИКТ в учебно- воспитательном процессе, в ходе открытых уроков, дней предмета.
Перспективные направления работы в условиях ФГОС Коррекция критериев для стимулирования учителей по направлению – использование ИКТ. Включение педагогов в информационное сопровождении школьного сайта. Организация обязательной публикации методических разработок аттестующихся педагогов на школьном сайте, в категории «Персоналии»