Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести «Живи и помни». Сегодня у нас урок внеклассного чтения. В современной литературе 20 –21-го веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, с творчеством которого мы познакомимся.
1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя Валентина Распутина; 2. Рассмотреть проблемы повести «Живи и помни»; Цели и задачи урока:
Эпиграф к уроку Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить… Из повести «Живи и помни»
Ученическая презентация по биографии В.Г.Распутина
Год 1977 – ой для писатель знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии. С этого произведения он переходит к жанру философской повести.
Хочется назвать последние произведения В.Распутина: это повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы: «Ангел под небом ночным», «Нежданно – негаданно». Валентин Григорьевич Распутин – верный сын земли русской, защитник ее чести
Сорок первый! Июнь! Год и месяц борьбы всенародной, Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна, И на фронт уходила пофронтно!
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду: На все четыре года.
Проверка на знание текста повести: Вопрос 1 –й: Расскажите, с чего начинаются события повести. Вопрос 2 –й: Что представляла из себя семья Гуськовых? Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена? Какое нравственное правило – главное - было для Настены в семейной жизни? Вопрос 4 –й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.
Анализ повести центральных эпизодов: 1 - й проблемный вопрос: Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? 2 –й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?
3 –й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?
4 –й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
5 –й проблемный вопрос: Как образ Настен ы перекликается с женскими образами Некрасова ?
Какую роль играет эпизод «Встреча воина- односельчанина Максима Вологжина» ?
Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…
6 –й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить. 7 –й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?
Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать. Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге, сожгли… Я теперь в твоих руках…
8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это, например, эпизодом: «Убийство теленка».
Выстроим «цепочку» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:
Преступление Разрушение души, нравственная деградация Страдание близких Одиночество Страх Предательство
9 –й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет «новую жизнь»? 10 –й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?
11 –й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? 12- й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести?
Вывод: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.
Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь. А если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали… Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина: В несметном нашем богатстве
1.Написать сочинение-рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек. О чем?» 2.Написать сочинение-рассуждение «Какие чувства у Вас вызвало это произведение». Домашнее задание (по выбору)