Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог ГБОУ детский сад 1014 Богомякова Н. А.
Что такое адаптация? Адаптация (позднелат. Adaptatio – прилаживание, процесс приспособления к условиям среды. Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.
Выделяют три фазы адаптации: 1. Острая фаза, или период дезадаптации – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появиться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии. 2. Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение. 3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психических процессов.
Период адаптации может длиться от одной- двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: От возраста; Состояния здоровья ребенка; От особенностей нервной системы.
Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите на дни рождения друзей. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
Расскажите ребенку, что такое детский сад и почему вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже его посещал. Содержание беседы зависит от возраста ребенка Максимально приблизьте домашний режим к распорядку жизни в детском саду
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он должен это сделать. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет так, как он захочет.
Родителям и ребенку стоит заранее познакомиться с воспитателем и рассказать, каковы характерные черты поведения ребенка, его склонности и интересы, - это поможет впоследствии считаться с ним.
Необходимым условием успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей.
Не оставляйте малыша в первое время на целый день в детском саду. Им еще очень тяжело перенести разлуку с родителями. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают домашний двор, здесь ему легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
Разработайте вместе с малышом несложную систему знаков прощания, и он будет легче отпускать вас. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку: принести с собой свои игрушки, знакомые привычные предметы – все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая игрушка помогает завязывать отношения со сверстниками и отвлечься от расставания с близкими.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду и вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами – педагоги и психолог ждут вас!