Северо - Восточный учебный округ г.Москвы ГБОУ центр развития ребенка – детский сад 1195 ИСКУССТВО ПО ИМЕНИ «ТЕНЬ» Адрес: , г. Москва, ул. Отрадная, д. 15А Тел./факс: (499)
Тема проекта : «Искусство по имени Тень» Вид проекта : творческий Длительность : средней продолжительности ( 5 недель) Возрастная группа : подготовительная к школе группа Образовательные области : Познание. Коммуникация. Социализация. Ознакомление с художественной литературой. Руководители проекта : Кандрикова Ирина Викторовна Ипаткина Ирина Валерьевна
АННОТАЦИЯ Театр – один из старейших видов искусства на земле. Знакомство с театром помогает ребенку войти в мир прекрасного, а любовь к театру становится не только ярким воспоминанием ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками и взрослыми. При этом, коллективная театрализованная деятельность развивает личность ребенка, способствует его раскрепощению, самостоятельному творчеству, создает условия для социализации. Тема проекта выбрана не случайно. В настоящее время наблюдается дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей. И нужно сделать так, чтобы дошкольник не лишился возможности уже в детстве узнать о волшебстве под названием « Театр». Представленный в проекте вид театра – театр теней – форма визуального искусства, зародившаяся свыше 2 тысяч лет назад. Он основан на использовании плоских кукол и декораций, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Театр теней завораживает, и, как следствие, очень любим детьми.
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, учитель-логопед Предметная область: Познание. Коммуникация. Ознакомление с художественной литературой. Социализация. Художественное творчество.
Основополагающий вопрос: Что такое театр? Какой из видов театра мы будем использовать для постановки спектакля? Проблемные вопросы: Какие виды театров существуют? Какой из них наиболее загадочный и необычный? Где и как он зародился? Как изготовить куклы и декорации для этого театра? Как подготовить «сцену» для проведения спектакля?
Деятельность детей и взрослых в рамках проекта: Поиск информации об истории возникновения театра и его разновидностей. Подбор фотоиллюстраций. Использование полученной информации в играх, продуктивной деятельности (лепке, рисовании, аппликации, конструировании, художественном труде). Изготовление кукол для теневого театра. Разучивание ролей к теневому спектаклю «Сказка о глупом мышонке». Представление результатов проекта на конкурсе театрализованных постановок в детском саду.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ЭтапСодержание деятельности Необходимое время Введение в тему. Проблемная ситуация. Беседа о предстоящем конкурсе театрализованных постановок. 1 день ПланированиеВыбор темы проекта. Планирование этапов деятельности. Обсуждение вариантов решения проблемных вопросов. 1 день Информирование родителей о проекте Проведение консультаций для родителей. Изготовление буклетов. 1 день Поиск информацииОбразовательная деятельность, организованная педагогом. В течение 4 недель Организация работы с детьми по реализации замысла Продуктивная деятельность, участие в дидактических и театрализованных играх. Разучивание ролей. Изготовление персонажей, атрибутов к спектаклю. В течение 5 недель Представление продукции творческого проекта Открытый показ теневого спектакля «Сказка о глупом мышонке». 1 день
В начале проекта дети рассматривали фотоальбомы, в которых была отображена сценическая жизнь разнообразных театров: художественных, музыкальных, кукольных и др. Ребята делились собственными впечатлениями о семейных походах в театры.
Затем дети узнали о теневом театре, об истории его появления, посмотрели отрывок из теневого спектакля, рассмотрели множество фотоиллюстраций. Таинство света и тени удивило и поразило детей, и именно постановку теневого театра они выбрали для показа на театральном конкурсе.
С выбором репертуара дети долго не сомневались: всеми единодушно была выбрана «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака
В течение проекта дети занимались не только поиском информации по теме, но и продуктивной деятельностью: рисовали, делали аппликации и т.д. С особым энтузиазмом ребята взялись за создание плоских силуэтов (кукол) и декораций для теневого театра.
Нужно было нарисовать и ровно вырезать силуэты героев сказки, затем прикрепить их на палочки- держатели, с помощью которых кукла должна была оживать на экране.
Особое внимание уделялось обучению детей «актёрскому мастерству».
Репетиции у экрана (сделанного с помощью родителей) помогали детям в полной мере понять принцип появления театральной теневой постановки : учились управлять плоскими куклами, интонационно окрашивать свою речь, стараясь как можно больше походить на изображаемого на экране героя. Учились помогать - давали дружеские советы товарищу, нуждающемуся в помощи.
Изучая информацию о театральной жизни и готовясь к выступлению, дети очень хотели сделать так, как это бывает в настоящей жизни. Были выпущены буклеты с информацией о теневом спектакле, изготовлена афиша- анонс, пригласительные и входные билеты.
В день представления всё было как в настоящем театре: и театральная касса, и билетёры- контролеры. Собралось много зрителей…
Заключительным этапом проекта стал открытый показ теневого спектакля «Сказка о глупом мышонке» Посмотреть теневой театр:
По окончании спектакля зрители познакомились с исполнителями ролей в теневом спектакле «Сказка о глупом мышонке»
После презентации проекта дети и педагоги группы были настолько увлечены процессом создания сказки, что решили на этом не останавливаться. Совместным коллективом юных актеров и педагогов был выпущен мультипликационный фильм по мотивам «Сказки о глупом мышонке»
Спасибо за внимание!