Проблемы реализации ФГОС в 5-ых классах школы 1387.
Задачи внедрения ФГОС Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; Формирование у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; Умение формировать цели собственной деятельности и следовать им, планировать этапы своей деятельности, осуществлять ее контроль и оценку; Взаимодействие учащихся с педагогом и сверстниками в учебном процессе; Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; Укрепление физического и духовного здоровья школьников.
Неготовность учителей к введению ФГОС. Неготовность учащихся, обучавшихся по классической системе. Неготовность УМК. Неготовность МТБ школы. Риски:
Изучение нормативно-методической литературы
Составление Рабочей программы по учебному предмету: пояснительная записка; цели и задачи; основные типы учебных занятий; формы организации учебного процесса; Формы контроля; Общая характеристика учебного предмета; Описание места учебного предмета в базисном плане; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Создание информационно-образовательного пространства и работа в нем.
Обучение на курсах повышения квалификации
Использование внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственного развития
Разъяснение родительской общественности особенностей ФГОС второго поколения и включение родителей в управление образовательным процессом.
Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач
Использование современных технологий в обучении
Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Сущность: Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Концентрированно-интенсивное обучение-КИО (Нурахметов Н.Н., Абдыгалиев К.А.) Ключевыми элементами КИО являются объединенные классы с разновозрастными учащимися ; объединенные классы с разновозрастными учащимися ; четырехзвенные концентрированные уроки; четырехзвенные концентрированные уроки; разноуровневое обучение: стандартное, алгоритмическое, эвристическое, творческое; разноуровневое обучение: стандартное, алгоритмическое, эвристическое, творческое; самостоятельные дифференцированные задания, как для индивидуальной работы, так и для работы в малых группах; самостоятельные дифференцированные задания, как для индивидуальной работы, так и для работы в малых группах; маршруты-программы по учебным предметам; маршруты-программы по учебным предметам; интегрированные учебные темы; интегрированные учебные темы; индивидуальная - парная - групповая работа над учебным материалом в объединенных классах; индивидуальная - парная - групповая работа над учебным материалом в объединенных классах; рейтинговая оценка учебной деятельности учащихся рейтинговая оценка учебной деятельности учащихся
Цель: Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Сущность: Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Механизм: Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Цель: Развитие личности и ее способностей Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Механизм: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Цель: Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Сущность: Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Механизм: Методы индивидуального обучения
Технология уровневой дифференциации (Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У.) уровневая дифференциация обучения, которая отличается четким выделением микроцелей и результатов усвоения. целостность методической системы обучения; целостность методической системы обучения; модульный характер учебного процесса, складывающегося из блоков, наполняемых разным содержанием (методическую систему выражают совместно учитель и ученики). Психолого-педагогическая основа: С.Л.Рубинштейн- включение объекта мысли в новые связи в процессе мышления. Теория Л.С.Выготского о переходе в процессе обучения умственного развития ученика из зоны актуального развития к зоне ближайшего развития. Уровни усвоения учебного материала учащимися (ученический, алгоритмический, эвристический и творческий уровни по В.П.Беспалько).
Цель: Обеспечение личностно- деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Технология обучения на основе системного подхода (Т.Т.Галиев, З.А.Куттыкужанова) (Т.Т.Галиев, З.А.Куттыкужанова) Обучение по технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов. На первом этапе игры проводится входной контроль знаний и умений На втором этапе осуществляется планирование самостоятельной деятельности. На третьем этапе организуется учебная деятельность.
Цель: Обеспечение личностно- деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Проект Критическое мышление (распространяется Центром Демократического Образования Сороса) Авторы проекта: Джинни Стил, Керт Мередит, Чарлз Темпл Чарлз Темпл выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их тщательное рассмотрение аргументов других и изучение логики этих аргументов. тщательное рассмотрение аргументов других и изучение логики этих аргументов. Структура-схема урока: 1 фаза - Пробуждение интереса: происходит постановка вопросов. 2 фаза - Осознание значения: поиск ответов, исследование проблемы. 3 фаза - Отражение: обсуждение проблемы на высшем уровне мыслительных процессов. Результат реализации проекта: рост активности учащихся, повышение интереса к учебе, высокие оценки по различным школьным предметам. Критическое мышление
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. завершенность или ориентация на высшие конечные результаты; завершенность или ориентация на высшие конечные результаты; непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу; непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу; сотрудничество и взаимопомощь между учениками; сотрудничество и взаимопомощь между учениками; разнообразие тем и заданий (разделение труда); разнообразие тем и заданий (разделение труда); разный уровень знаний (разный возраст) участников педагогического процесса; разный уровень знаний (разный возраст) участников педагогического процесса; обучение по способностям индивида. обучение по способностям индивида. Коллективным способом обучения (КСО) Принципы осуществления обучения:
Цель: Организация активности обучаемых Сущность: Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Механизм: Методы активного обучения
- это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивные методики обучения
Интерактивные МО ролевая игра игра аквариум мозговойштурм дебаты "Кейс-стади "Кейс-стади
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.