1 Формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнение работ по программе «Комплекс мероприятий по снижению дискриминации и повышению толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИД и членам их семей и.
Advertisements

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной.
Приоритетный Национальный Проект «Здоровье» в 2012 году Направление: Формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации. Реализация мероприятий.
Планирование занятия по профилактике ВИЧ- инфекции Семинар для педагогов.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Региональный Учебно-Информационный Центр по проблемам помощи и лечения при ВИЧ/СПИДе в Евразии Подготовка преподавателей для социальных.
Стигма и дискриминация при ВИЧ инфекции Бокажанова Алия, Национальный Координатор Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИД ( ЮНЭЙДС) 17 Ноября 2009 г., г.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
Программа формирования толерантности школьников «Содружество» Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
Общественное объединение «Центр экономического и гражданского образования ЮКО «Интеллект» Тел/факс (8-7252) ,
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Министерство образования Российской.
Формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным детям в системе дошкольного и школьного образования Анна Притиск ВБО Всеукраинская сеть людей, живущих.
Москва – Ханты-Мансийск, 10 – 13 декабря 2011 г. ПРОГРАММА проектно-образовательного семинара ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. «ПРОФИЛАКТИКА.
Организация профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях.
Общество, система образования и дети, живущие с ВИЧ. Общие подходы к интеграции. Международный и российский опыт.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ проекта ПОТЕНЦИАЛ Вовлечение специалистов первичного звена медико-санитарной помощи в профилактику ВИЧ снижение стигмы и дискриминации.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
План работы семинара регистрация участников семинара анкетирование «Что мы знаем о ПАВ?» (Шадрова Е.К.) представление.
Транксрипт:

1 Формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению

2

3 Понятия "стигма" и "дискриминация" Стигмы, связанные с ВИЧ/СПИДом, все чаще считают отдельно стоящим важнейшим препятствием для борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Эпидемия ВИЧ/СПИДа – это эпидемия трех бедствий: –ВИЧ-инфекции; –СПИДа; –стигм, дискриминации и отчуждения.

4 Отличие стигматизации от дискриминации Стигмы – это предвзятые, неблагоприятные суждения о ком-либо или о чем-либо. Дискриминация это предвзятое или обусловленное предубеждениями обращение с человеком или группой людей. Стигматизация – это взгляды. Дискриминация – это поведение.

5 Права человека Свобода от дискриминации – неотъемлемое право человека. Дискриминация на основании ВИЧ/СПИДа – прямое нарушение прав человека.

6 Спутники стигм Стигматизирующими бывают взгляды и действия. Стигмы проявляются в словах. Стигмы подкрепляются невежеством и страхом. Стигмам и ВИЧ-инфекции сопутствуют позор и обвинения. Стигмы затрудняют раскрытие ВИЧ-статуса. Стигмы бытуют даже в доброжелательной среде.

7 Стигмы и дискриминация В СМИ В медицинских учреждениях На рабочем месте В религиозной общине В семье и сообществе

8 Последствия стигм Социальная изоляция Ущемление в правах и ограничение доступа к помощи

9 Образ ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в массовом сознании Формирование общественного мнения о проблеме СПИДа Первый этап – с начала эпидемии и до открытия комбинированных терапий, замедляющих развитие заболевания. Этот этап характеризуется несистематизированностью информации о СПИДе и ВИЧ-инфекции, домыслами, стереотипами как в СМИ, так и в общественном мнении. Второй этап складывается после открытия терапий. Он характеризуется широким инфомированием и просвещением общественности, призывом к терпимости и толерантному отношению к ВИЧ-инфицированным. Для сегодняшней России характерен переход от первого этапа ко второму, поэтому сохраняется слабый контроль и неструктурированность информационного потока о ВИЧ-инфекции и СПИДе, и, как результата- разобщенность общественного мнения по этой проблеме. По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

10 Доля учащейся молодёжи, получившей информацию о проблеме СПИДа из различных источников, % По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

11 Мнение опрошенных о том, являются ли ВИЧ-инфицированные заразными или не являются таковыми, % По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

12 -примерно 15% толерантных, своим отношением не склонных выделять ВИЧ-инфицированных из своей среды; -примерно 50% проявляющих терпимость к ВИЧ- инфицированным в своей среде, но имеющих установку избегать с ними близкие контакты; -примерно 15% настроенных на отчуждение ВИЧ- инфицированных из своего коллектива; -примерно 15% настроенных на социальную изоляцию ВИЧ- инфицированных; - примерно 5% настроенных на физическую изоляцию ВИЧ- инфицированных По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

Отношение опрошенных к ВИЧ-инфицированным, % ОтношениеУчащиесяУчителяРодители Считают, что ВИЧ-инфицированные такие же обычные люди, как все, и они должны жить среди людей полноценной жизнью, с ними можно контактировать и дружить 14,2 17,9 16,3 Считают, что ВИЧ-инфицированные заслуживают того, чтобы они учились и работали в обычном коллективе, но контактировать с ними надо осторожно 45,4 50,0 51,1 Не против, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили в кино, ездили в транспорте, но учиться, работать вместес ними в одном коллективе не хотят 17,5 23,6 12,8 Считают, что для ВИЧ-инфицированных надо создать отдельные условия учебы, работы, чтобы они меньше контактировали со здоровыми людьми 16,5 5,7 14,9 Считают, что ВИЧ-инфицированных надо содержать в отдельном диспансере, на карантине и не допускать, чтобы они контактировали со здоровыми людьми 6,4 2,8 4,9 Итого 100

Вероятное поведение опрошенных в случае, если они вдруг узнают, что в коллективе кто-то является носителем ВИЧ-инфекции, % Вероятное поведениеУчащиесяУчителяРодители Сделают вид, будто ничего не случилось, и отношение к ВИЧ-инфицированному останется прежним 14,6 19,3 6,4 Известие вызовет некоторую обеспокоенность, но существенно менять свое поведение в отношении ВИЧ-инфицированного не станут 45,4 50,0 51,1 Известие вызовет серьезное беспокойство, перестанут с ВИЧ-инфицированным контактировать, но не будут настаивать на его удалении из коллектива 25,2 20,0 12,8 Известие возмутит, и потребуют, чтобы ВИЧ- инфицированного удалили из кллектива 3,6 1,4 5,0 Потребуют, чтобы ВИЧ-инфицированного удалили из учебного заведения 2,5 0,0 3,5 Сами уйдут из учебного заведения, если ВИЧ- инфицированного не удалят (или родители заберут ребенка из школы) 1,7 0,7 5,7 Затруднились сказать, как поступят0,16,511,3 Итого 100

Отказные дети, рожденные ВИЧ-инфицированными женщинами, проводят первые месяцы, а чаще годы своей жизни в медицинском стационаре. Хотя многие из них не нуждаются в продолжительном пребывании в условиях стационара. Даже достигая школьного возраста остаются в больнице, поскольку их больше никуда не принимают. Развивающийся синдром госпитализма отрицательно сказывается на их развитии. В итоге - многие дети, ожидающие в больницах окончательного определения ВИЧ- статуса, значительно отстают от своих сверстников. «Отказные» дети

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» Изучение профессионального отношения среди руководителей и специалистов органов управления образования и здравоохранения, руководителей и работников учреждений образования и здравоохранения, к проблеме интеграции в образовательное пространство ВИЧ-положительных детей

Мониторинговые исследования были проведены в 10 субъектах Российской Федерации: 1) г. С-Петербург 2) Ленинградская область 3) Московская область 4) Вологодская область 5) Рязанская область 6) Белгородская область 7) Новосибирская область 8) Ярославская область 9) Томская область 10) Самарская область Мониторинговыми исследованиями было охвачено более 1000 чел. Участниками мониторинговых исследований были слушатели информационно-образовательных семинаров

Мониторинговые исследования преследовали несколько основных и производных целей. Основные цели: 1. Изучение профессионального отношения среди руководителей и специалистов органов управления образования и здравоохранения, руководителей и работников учреждений образования и здравоохранения, к проблеме интеграции в образовательное пространство ВИЧ-положительных детей. 2. Изучение степени готовности исследуемых целевых групп включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду при двух условиях – до обучения и после обучения в рамках проекта.

Производные цели: 1. Изучение причин мешающих процессу интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей. 2. Определение системы мероприятий способствующих процессам интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей. 3. Выявление причин, по которым целевые группы не готовы или не хотят заниматься процессом интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду. 4. Наличие опыта профилактической работы по профилактике ВИЧ/СПИД. 5. Изучение предложений, рекомендаций, пожеланий и оценочных суждений по проблеме интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду. 6. Оценка первичных знаний о ВИЧ/СПИДе у целевых групп мониторинговых исследований.

Мониторинговые исследования были направлены на изучение таких компонентов личностного и профессионального самоопределения к проблеме интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду как: - эмоциональная компонента; - эмоционально-мотивационная компонента; - информационная компонента; - технологическая компонента, которая включала исследование динамики в рамках использования интерактивных и проектных образовательных технологий.

3% 6% 27% 41% 22% 3% 5% Руководитель органов образования Руководитель учреждения образования педагогсоциальный Педагог психологвоспитательмедицинская сестра студент ВУЗа Профессиональный состав участников мониторинговых исследований (%) НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»

1.Профилактическая готовность Эмоционально-мотивационная компонента До обучения После обучения Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Снижение эмоциональной компоненты на 18% после обучения свидетельствует о повышении степени ответственности участников информационно-образовательных семинаров за результаты профилактической работы.

1.Профилактическая готовность Информационая компонента До обучения После обучения Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Значительное повышение информационной компоненты на 66% свидетельствует о значительном повышении информированности по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции участников информационно-образовательных семинаров.

1.Профилактическая готовность Технологическая компонента До обученияПосле обучения (интерактив) После обучения (проектирование) Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Резкое повышение технологической компоненты свидетельствует об освоении участниками информационно-образовательных семинаров интерактивных технологий на 89% и технологий социального проектирования на 82%.

Изучение причин мешающих процессу интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей

Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Максимальные показатели не обоснованности страхов перед проблемой интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей имеют родители (до 37%); 27% - специалисты образовательных учреждений; 23% - обслуживающий персонал образовательных учреждений; 18% - представители администрации образовательных учреждений; 17% - родители ЛЖВС. На результаты в значительной степени влияли следующие факторы: (для участников образовательного процесса) - администрации: отсутствие нормативной базы и механизмов интеграции ВИЧ- положительных детей в образовательную среду; - специалистов образовательных учреждений: отсутствие знаний и технологий работы с ВИЧ-положительными детьми; - обслуживающего персонала образовательных учреждений: отсутствие знаний и необоснованные страхи заразиться вирусом ВИЧ в быту; (для родителей) - отсутствие знаний о ВИЧ-инфекции и бытующие стигмы по отношению к ЛЖВС; (для родителей ЛЖВС) - отсутствие нормативной базы и механизмов интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду, страхи, связанные со стигмой и дискриминацией по отношению к их детям со стороны родителей, педагогов и учащихся в случае раскрытия ВИЧ-статуса детей.

Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Четкая тенденция выявления причин, мешающих процессам интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду свидетельствует о достоверности выделенных показателей и их ранжированию по степени значимости: 55% (1-е место) - отсутствие навыков у администрации и специалистов по работе с ВИЧ- положительными детьми в условиях образовательного учреждения; 52% (2-е место) - отсутствие подготовленных специалистов по работе с ВИЧ-положительными детьми; 46% (3-е место) - отсутствие нормативной базы по социально-правовой поддержке в процессе обучения и развития ВИЧ-положительных детей в условиях образовательного учреждения; 38% (4-е место) - отсутствие межведомственного взаимодействия в решении вопросов преемственности лечебных и образовательных учреждений в отношении ВИЧ-положительных детей; 33% (5-е место) - отсутствие информации о проблемах и практике работы с ВИЧ- положительными детьми.

Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Четкая тенденция определения мероприятий, способствующих процессам интеграции ВИЧ- положительных детей в образовательную среду свидетельствует о достоверности выделенных показателей и их ранжированию по степени значимости: 64% (1-е место) – создание механизмов взаимодействия всех служб, участвующих в процессе интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду; 60% (2-е место) – обучение руководителей, специалистов органов управления образования, куководителей образовательных учреждений, педагогического и обслуживающего персонала работе с ВИЧ-положительными детьми; 50% (3-е место) – обеспечение методическими пособиями специалистов учреждений образования и здравоохранения по работе с ВИЧ-положительными детьми и их ближайшим окружением; 47% (4-е место) – взаимодействие с представителями организаций-сообществ ЛЖВС и членами их семей для снятия у страхов, связанных со стигмой и дискриминацией по отношению к их детям со стороны родителей, педагогов и учащихся в случае раскрытия ВИЧ-статуса детей; 45% (5-е место) – предоставление информации руководителям и специалистам органов и учреждений образования о ВИЧ-инфекции, способах передачи и путях преодоления распространения ВИЧ-инфекции; 40% (6-е место) – создание комплекса информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции.

Вопросы анкеты: II. Как Вы считаете, какие из перечисленных мероприятий способствовали бы процессам интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей Типичные неструктурированные высказывания респондентов: - Необходимо изменение психологии людей по отношению к проблеме ВИЧ. - Наличие ВИЧ-положительных детей в учреждении. Тогда будет смысл. - Проведение психологических тренингов по решению данной проблемы. - Воспитывать детей в любви и морально-нравственных ценностях. - Формирование толерантного отношения к иным позициям, людям, мнениям.

Изучение степени готовности исследуемых целевых групп включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду

Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: 45% респондентов имеют достаточную степень готовности включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду (осознают проблему и готовы освоить технологии работы с ВИЧ-положительными детьми при условии административной поддержки решения данной проблемы); 40% респондентов имеют среднюю степень готовности (осознают проблему и готовы освоить технологии работы с ВИЧ-положительными детьми при условии административного приказа); 5% респондентов имеют высокую степень готовности (осознают проблему и готовы освоить технологии работы с ВИЧ-положительными детьми в рамках своей профессиональной деятельности, интеграция - это и моя позиция); у 5% респондентов отсутствует готовность включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду (не хочу работать с ВИЧ- положительными детьми ни на каких условиях); 3% респондентов имеют низкую степень готовности включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду (не вижу необходимости интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду - это моя позиция).

Укажите причины, по которым Вы не готовы или не хотите заниматься процессом интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду: Типичные высказывания респондентов: - Нет опыта работы с ВИЧ-положительными детьми, - Мало информации о ВИЧ-инфекции, - Нет обсуждения проблемы в образовательном учреждении, - У меня в школе нет ни одного ВИЧ-положительного ребенка и есть огромное число детей с не менее острыми проблемами. - У меня нет такой цели, заниматься детьми с ВИЧ. - Не сформирован четкий интерес к какой-либо проблеме в образовании, так как их много. - Отсутствие необходимой инфраструктуры. - Повышение уровня риска ВИЧ-инфекции среди подростков. - Чтобы не подвергать опасности здоровых детей, родителей, учителей. - Отсутствие опыта работы. - Не хочу!

Выводы по результатам мониторинга проблем, связанных с интеграцией ВИЧ-положительных детей в образовательную среду 1. Отсутствие информации о проблемах и практике работы с ВИЧ-положительными детьми, и в связи с этим необоснованные страхи перед проблемой приема ВИЧ-положительных детей у администрации и специалистов детских интернатных учреждений. 2. Отсутствие нормативной базы по обеспечению социально-правовой поддержки обучения и развития ВИЧ-положительных детей в условиях образовательного учреждения интернатного типа. 3. Отсутствие межведомственного взаимодействия в решении вопросов социальной защиты ВИЧ-положительных детей и преемственности лечебных и образовательных учреждений. 4. Недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие навыков администрации, педагогов и специалистов к работе с ВИЧ-положительными детьми в условиях интернатного учреждения. 5. Недостаточность методического обеспечения процесса обучения и развития ВИЧ- положительных детей в учреждениях образования. 6.Отсутствие развивающих культурно-образовательных программ для ВИЧ-положительных детей, проживающих в интернатных учреждениях.

Рекомендации к программам профилактики социального сиротства Профилактика социального сиротства, путем работы с ВИЧ- инфицированными беременными на дородовом этапе и после рождения ребенка, профилактика отказов от ребенка, в том числе отсроченных во времени, разработка и реализация мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, с перинатальным контактом и ВИЧ-инфицированных. Поддержка и развитие неправительственных организаций, людей живущих с ВИЧ/СПИД для развития взаимопомощи. Борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ- инфицированных

Рекомендации к программам профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде · Программы должны быть: - ориентированы на формирование толерантного отношения к ВИЧ- положительным детям и их ближайшему окружению и включать модули для родителей, учителей, воспитателей и учащихся; · - включать интерактивные, тренинговые и проектные технологии работы; · - долгосрочные, где предполагается регулярность профилактического воздействия, преемственность тем, цикличность профилактического воздействия; · - ориентированы на развитие местных ресурсов для обеспечения профилактической деятельности, направлены на обучение кадров, информационное и методическое их обеспечение; · - ориентированы на позитивный социальный резонанс; · - содержать потенциал дальнейшего распространения знаний, навыков и умений на другие группы населения, не задействованные в программе.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»