Проектирование программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (на примере 5-9 кл.)
Содержание ООП основного и среднего (полного) общего образования программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа воспитания и социализации обучающихся, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа воспитания и социализации обучающихся, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы, включающая организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. программа коррекционной работы, включающая организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Требования к содержанию программы по учебному предмету. « Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. содержание учебного предмета, курса; 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса».
Комплексный подход к содержанию учебных программ в 5-9 кл. формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
Комплексные задачи, стоящие перед программой по учебному предмету. повышение эффективности освоения обучающимися ООП основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности; формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
Описание места курса, предмета в учебном плане В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования учебный предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования учебный предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два часа (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России»). Соотношение содержания учебного времени на два названных курса – около 70% и 30%. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два часа (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России»). Соотношение содержания учебного времени на два названных курса – около 70% и 30%. … (Связь учебного предмета с учебными курсами и предметами, изучавшимися ранее, и теми которые будут изучаться в дальнейшем). … (Связь учебного предмета с учебными курсами и предметами, изучавшимися ранее, и теми которые будут изучаться в дальнейшем). …. (интеграция с другими учебными предметами и курсами). …. (интеграция с другими учебными предметами и курсами).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Из ФГОС) Предметные 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Этапы формирования содержания программы по учебному предмету 1. Подготовка оценочных средств для рубежной аттестации учащихся по курсу на основе требований к итоговой аттестации по предмету. 2. Определение перечня важнейших разделов курса. 3. Подготовка оценочных средств для тематической аттестации по каждому из разделов курса. 4. Определение перечня основных тем по каждому из разделов курса. 5. Подготовка оценочных средств для текущей аттестации.
Требования к тексту программы по учебному предмету. Каждый из разделов программы должен отражать: Соотнесение содержания с требованиями к другим программам ООП. Соотнесение содержания с требованиями к другим программам ООП. Возможность реализации учебной программы в различных формах (аудиторная, дистанционная). Возможность реализации учебной программы в различных формах (аудиторная, дистанционная). Возможность освоения программы различными категориями учащихся (талантливые, имеющие проблемы со здоровьем). Возможность освоения программы различными категориями учащихся (талантливые, имеющие проблемы со здоровьем). Возможность освоения программы в различном темпе и на разном уровне. Возможность освоения программы в различном темпе и на разном уровне. Уровни освоения материала (базовый и дополнительный). Уровни освоения материала (базовый и дополнительный).
Разделы учебного предмета, курса (по ФЯ СОО). Россия в Новое время. XVIII в. Основные исторические источники, хронология и сущность нового этапа российской истории. Экономика, общество и власть России конца XVII – начала XVIII в. Предпосылки и значение реформ Петра I. Феномен дворцовых переворотов. Изменения в экономике, социальном и политическом строе, культуре России в XVIII в. Секуляризация. Народные движения. Россия в европейской и мировой политике. Превращение России в великую европейскую державу. Российская культура, наука, образование в XVIII в.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса. включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно- техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно- библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно- техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно- библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов; планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Предметные. Учащиеся в результате освоения курса «История России в Новое время»: Умеют добывать, сопоставлять и критически оценивать историческую информацию, полученную из различных источников. Умеют добывать, сопоставлять и критически оценивать историческую информацию, полученную из различных источников. Различать в общемировой культуре и культуре России традиции и новые явления, уметь давать им характеристику. Различать в общемировой культуре и культуре России традиции и новые явления, уметь давать им характеристику. Определять и объяснять временные границы различных периодов Истории Нового времени. Определять и объяснять временные границы различных периодов Истории Нового времени. Умеют классифицировать и обобщать исторические факты и явления периода Нового времени. Умеют классифицировать и обобщать исторические факты и явления периода Нового времени. Могут давать нравственную оценку поступкам различных известных деятелей периода Нового времени. Могут давать нравственную оценку поступкам различных известных деятелей периода Нового времени. Различают в исторических текстах мнения, аргументы, суждения и пр. Уметь взглянуть на ситуацию или проблему с разных сторон. Различают в исторических текстах мнения, аргументы, суждения и пр. Уметь взглянуть на ситуацию или проблему с разных сторон.