О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Вестник образования России» ( 13, июль 2011 года)
Развеем мифы, возникшие вокруг законопроекта Гарантировано получение образования Реорганизация образовательных учреждений Многообразие форм получения образования Образование в сфере науки и культуры Образование на родном языке
История законопроекта 2004 год – Союз ректоров России 1 июня 2009 года – концепция законопроекта Май 2010 года – публикация на сайте Минобрнауки России 1 декабря 2010 года – открытое публичное обсуждение доработанной версии 1 февраля 2011 года – закончилось обсуждение второй версии законопроекта Август 2011 года – обсуждение третьей версии законопроекта
Перечень направлений законопроекта для обсуждения Школьное и дошкольное образование Региональная система оценки качества образования Профессиональное образование и интересы работодателей Экономика образования Общие юридические вопросы образования
«Острые» вопросы Очереди при приёме в 1-й класс До определённой даты записываются дети закреплённых домов, потом – остальные при наличии свободных мест
«Острые» вопросы Позднее изменение перечня вступительных экзаменов Вузы до 1 февраля утверждают правила приёма и публикуют их на сайте. Дальнейшие изменения невозможны.
«Острые» вопросы Низкая заработная плата работников Отрабатываются механизмы, которые доведут заработную плату учителей до средней заработной платы в экономике. Но её нужно зарабатывать.
«Острые» вопросы Противоречивость требований разных ведомств Создание института педагогической (образовательной) экспертизы различных нормативных документов.
Цель законопроекта Обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, повышение эффективности механизма правового регулирования и создание условий для обновления и развития российской системы образования…
Принципы, используемые в законопроекте Обеспечение права каждого на образование Гуманистический характер образования Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях Запрещение дискриминации в сфере образования Автономия образовательных организаций Демократический характер управления Обеспечение права граждан на получение образования на родном языке Установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования Включение российского образования в мировое образовательное пространство Признание равенства и конкуренции между образовательными организациями Открытость системы образования
Система уровней образования СЕЙЧАС Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование – бакалавриат Высшее профессиональное образование – магистратура Послевузовское профессиональное образование БУДЕТ Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Среднее профессиональное образование Высшее образование – бакалавриат Высшее образование – магистратура Высшее образование – подготовка научно- педагогических кадров
Классификация программ СЕЙЧАС Основные общеобразовательные программы: Дошкольного образования Начального общего образования Основного общего образования Среднего (полного) общего образования Дополнительные образовательные программы БУДЕТ Основные общеобразовательные программы: Дошкольного образования Начального общего образования Основного общего образования Среднего общего образования Дополнительные образовательные программы: Общеразвивающие Предпрофессиональные
Формы обучения СЕЙЧАС В образовательном учреждении В форме семейного образования В форме самообразования В форме экстерната БУДЕТ В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Вне таких организаций Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении – на дому или в лечебно-профилактическом учреждении
Типы образовательных организаций СЕЙЧАС Много различных типов (ДОУ, ГОУ, учреждения для детей-сирот, специальные (коррекционные) и т.д. БУДЕТ Типы образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы: Дошкольная образовательная организация Общеобразовательная организация Профессиональная образовательная организация Образовательная организация высшего образования Организация дополнительного образования Организация дополнительного профессионального образования
Меры социальной поддержки педагогических работников СЕЙЧАС В Законе «Об образовании» отсутствуют БУДЕТ Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников: Государство признаёт особый статус педагогических работников и создаёт условия для осуществления профессиональной деятельности Размер заработной платы зависит от квалификации педагогического работника, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почётных званий, государственных и ведомственных наград Органы государственной власти и субъектов Федерации обеспечивают уровень заработной платы не ниже заработной платы в сфере экономики данного субъекта Федерации. Дополнительные меры поддержки молодых специалистов Запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации с лицами, обучающимися в данной организации.
Правила организации образовательного процесса СЕЙЧАС Законодательно не предусмотрены БУДЕТ Образовательные программы могут реализовываться организацией как самостоятельно, так и совместно с другими организациями, посредством сетевого взаимодействия
Экономическая деятельность СЕЙЧАС Не разработаны меры государственной поддержки образовательного кредитования БУДЕТ Образовательное кредитование Инвестиции в сфере образования (бюджетные и частные) Формирование целевого капитала
Образование детей с ограниченными возможностями СЕЙЧАС Законодательно не закреплено БУДЕТ Общее образование осуществляется в школах, оборудованных специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных школах или классах Инвалиды получают образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Закрепляются особенности предоставления образования: детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с девиантным поведением; лицам, осуждённым к лишению свободы