Современный урок как основа реализации принципов деятельностного подхода Патрикеева Ирина Евгеньевна
…развивающее и традиционное обучение являются альтернативными, но не конкурирующими системами… Вопрос выбора той или иной из них – это по существу вопрос выбора той или иной цели образования. В.В. Репкин
Библиография: Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.:Рига, Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. – М.: Рассказовъ, А.К.Дусавицкий и др. Урок в развивающем обучении. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
Основание деятельностного подхода Д.Б. Эльконина
Теория деятельности А.Н. Леонтьева деятельность рассматривается как активность особого рода, которая характеризуется следующим: наличием мотива; целесообразностью, преднамеренностью, осознанностью; соотнесением с реальными условиями.
Структура учебной деятельности по В.В. Давыдову постановка учебной задачи преобразование условий учебной задачи моделирование выделенного основания в предметной, графической или буквенной форме преобразование модели построение системы частных задач, решаемых общим способом контроль за выполнением предыдущих действий оценка усвоения общего способа
Что такое учебная задача возникает, когда в практике обнаруживается разрыв; такой разрыв может быть преодолен только открыванием нового способа действия; результат решения учебной задачи – самоизменение субъекта; открытый новый способ действия позволяет решать целый класс подобных задач.
Введение ФГОС –это переход от знаниевой парадигмы к деятельностной парадигме
«Уроки» участия России в международных исследованиях базовые требования к компетенциям школьников стали корректироваться международными требованиями по сравнению с 2003 г. РФ если не лидирует, то идет впереди с большим отрывом от 36 стран есть независимая оценка дефицитов и ресурсов образовательной деятельности в РФ
Главный дефицит – в области активного применения знаний отечественная методическая традиция: «учи и тренируйся», а время думать для ученика так и не наступает частота проведения проверочных самая большая: параметр чаще 2 раз в неделю отметили 94% детей треть будущих учителей математики согласны с утверждением Чтобы знать математику, достаточно выучить наизусть все формулы
Понятие «урок» традиционно определяется исходя из двух позиций: Урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков по содержанию может быть отнесен к тому или иному типу. Урок как интервал в минут (либо сдвоенные уроки в 80 минут) имеет свои определенные пространственно-временные характеристики.
Классификация уроков по главным этапам учебного процесса Вводные уроки Уроки первичного ознакомления с материалом Уроки образования понятий Уроки установления законов и правил Уроки применения полученных знаний на практике Уроки навыков Комбинированные уроки
Классификация уроков по основному способу проведения Урок с разнообразными типами занятий Урок-лекция Урок-беседа Урок- экскурсия Киноурок Урок самостоятельной работы учащихся в классе Лабораторные и иные практические занятия в классе
Классификация уроков по основной образовательной цели Урок изучения новых знаний и способов действий; Урок закрепления знаний и способов действий; Урок комплексного применения знаний и способов действий; Урок обобщения и систематизации знаний; Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий
Параметры оценки современного урока: характер взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой формирование учебной деятельности учащихся в ходе решения учебной задачи взаимосвязь и взаимозависимость процессов в уроке
Характеристика деятельностного урока в сравнении с традиционным уроком ТрадиционныйДеятельностный Общие целиЗУНФормирование учебной деятельности Профессиональная позиция учителя Центральная фигура урока Организатор урока Позиция ученикаОбъект обученияСубъект учения Характер отношений учителя и ученика В основном авторитарный Партнерство Характер отношений учащихся между собой Не планируетсяУчебное сотрудничество Метод обучения Многообразие методовРешение учебных задач через систему учебных действий
Типология уроков при деятельностном подходе (по А.Дусавицкому) Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки
Урок постановки учебной задачи Создание ситуации успеха. Создание ситуации разрыва. Фиксация места разрыва в знаково- символической форме. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. Рефлексия.
Урок решения учебной задачи Анализ условий решения задачи. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. Рефлексия.
Урок моделирования и преобразования модели Преобразование условия задачи. Собственно моделирование. Преобразование модели. Рефлексия.
Урок решения частных задач с применением открытого способа Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи. Уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
Недееспособность 5- балльного оценивания Необходимость учитывать предметные, метапредметные и личностные результаты Необходимость учитывать личную динамику каждого ученика ТРЕБОВАНИЕ ФГОС НОО ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 1. Изучение вопроса (разработка ООП НОО) 2. Определение функций системы оценивания 3. Анализ рисков 4. Подготовительный этап (нормативная база, КПК, просвещение родителей) 5. Запуск системы оценивания
Функции системы критериального оценивания Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты Определение границ знания- незнания Определение направления коррекционной работы Оценивание личной динамики учащихся Мотивирование учащихся к обучению Формирование действий контроля и оценки Функции системы 5- балльного оценивания Контроль усвоения предметного материала Наказание за ошибки Наказание за плохое поведение Поощрение за трудолюбие или темп обучения Дифференциация учащихся на сильных и слабых Выражение субъективного отношения учителя к ученику Демонстрация учителем своей власти
Инструменты оценивания: Знаки + - ? Оценочные шкалы Оценочные таблицы с + - ? Оценочные таблицы с баллами Накопительные инструменты: портфель достижений читательский дневник
Выявленные риски при переходе с 5-балльной системы оценивания на критериальную учащихсяродителейпедагоговсистемы управления Освоение новых действий: контроля и оценки Изменение оценочной идеологии Временное снижение позиции ученика в рейтинге Освоение новых технологий оценивания Освоение новых технологий планирования и анализа деятельности ОУ Отсутствие соответствующих учебников