Методический день на тему: «Урок 21 века. Методика и техника современного урока»
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Каким должен быть урок? История педагогики дала ответ на этот вопрос: -«Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». - «Урок есть часть жизни ребёнка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне общечеловеческой культуры». - «Ученик на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». (Н.Е.Щуркова)
Признаки урока как формы организации учебного процесса: Целенаправленно создаваемое общение в процессе учебного взаимодействия учителя и учащихся, Вариативное распределение учебно – познавательных функций между учителем и учащимися, Режим учебного процесса (время, место проведения), Различная последовательность и сочетание звеньев учебной работы. Урок - целостная система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих частей, образующих структуру урока.
Современный урок – современный учитель...
Что такое современный урок? Что придает современность уроку? Каким должен быть урок? Что значит хороший урок? Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?
УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей.
Цели и задачи урока Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. цель развивающий воспитывающий аспекты Учебно- образовательный
Развивающие задачи урока – отражают основные умения, которые вырабатываются на данном занятии Развивающий аспект
Воспитательные задачи – охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д. Воспитательные задачи урока предполагают получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока. Воспитывающий аспект цели Воспитательные воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса способствовать сплочению команды, класса … отражение аспектов нравственного и эстетического воспитания
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 1. Целеполагание. 2. Мотивация. 3. Практическая значимость знаний и умений. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия. 13. Минимализация и вариативность домашнего задания. 14. Организация психологического комфорта на уроке.
Основные компоненты современного урока 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЕПОЛАГА НИЕ НА УРОКЕ ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА УРОК МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
Этапы урокаТрадиционное содержание урока Содержание в деятельностном обучении Организационны й момент Приветствие, проверка готовности к уроку Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. Повторение пройденного Устная (письменная) работа, сообщение темы урока Актуализация имеющихся необходимых знаний завершается созданием проблемной ситуации, постановкой проблемы Изучение нового материала Изложение нового материала учителем Поиск способов решения проблемы детьми Закрепление нового материала Закрепление материала посредством репродуктивной деятельности Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля, самооценки. Включение нового знания в систему знаний Домашнее задание Как правило, формулировку и объем определяет учитель Организация рефлексии, самостоятельная постановка учащимися дальнейших целей обучения. Оценочная деятельность Обычно учитель перечисляет оценки Объявление оценок с комментированием, самооценивание, взаимооценивание
Выбор эффективных методов и приёмов обучения Лекция Применение знаний на практике Аудио и видео просмотр Самостоятельное чтение Групповое обсуждение Демонстрация
Типология уроков По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: - урок ознакомления с новым материалом; - урок ознакомления с новым материалом; - урок закрепления изученного; - урок закрепления изученного; - урок применения знаний и умений; - урок применения знаний и умений; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки и коррекции знаний и умений; - урок проверки и коррекции знаний и умений; - комбинированный урок - комбинированный урок
Уроки – «погружения»; Уроки –деловые игры; Уроки - пресс конференции ; Уроки- консультации; Уроки- аукционы; Уроки- конкурсы; Уроки- игры; Уроки- «суды»; Виды (формы) урока Уроки – поиска истины; Проектный урок; Уроки - экспедиции; Уроки-диалоги; Урок взаимообучения; Урок пресс- конференция; Проблемно-обучающий зачет
«Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда» «Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда» Марк Твен
Рефлексия 1. Ассоциативный ряд 2. Незаконченные предложения 3. Торт решений 4. Разговор на бумаге 5. Солнышко 6. Координаты 7. Лист обратной связи 8.Заключительная дискуссия 9. Выбери дистанцию 10. Интепретация изображений 11. Свет молнии. 12. Письмо самому себе 13. Ну что, как прошло занятие? 14. Барометр настроения 15. Телеграмма. 16. Памятки 17. Пейзаж - зеркало настроения 18. Цветодиагностика
Домашнее задание 3 уровня домашних заданий: -Обязательный; -Тренировочный; -Творческое задание Задание для выполнения в группах Индивидуальное задание
Все дети могут успешно учиться, если если
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен
Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя.