МОУ СОШ 3 МОУ СОШ 3 Имя существительное в тексте Материал собрали: Р. Баймаганбетова, Е. Гуськова, Д.Саитова, М. Суслина, Н.Томашевич, ученицы 6 «б» класса МОУ СОШ 3 Руководитель –Курова Т.П. Александров Гай 2011
Систематизировать сведения о важной стилистической функции имени существительного Цель работы:
Лесные силачи Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик. Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик сумел поднять три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку раздвоил. Победил подосиновик. Алая шляпка – награда победителю. (Н. Сладков) Использование существительных в текстах разных типов и стилей
Тип речи – повествование Стиль речи – художественный Всего слов – 54 Существительных – 26 – 48% Прилагательных – 2 – 4% Глаголов – 12 – 22% Использование существительных в текстах разных типов и стилей
Олени относятся к семейству оленьих отряда парнокопытных млекопитающих. Все они обитатели лесов и болот, где находят для себя изобильные корма – траву, листья, кору кустарников и деревьев, грибы, лишайники, ягоды, луки, хвощи, различные орехи. Около 30 видов зверей живёт в тропиках и субтропиках и в умеренной зоне. Северный олень населяет полярные острова, тундру, равнинную и горную тайгу в Европе, Азии и Северной Америке. Из «Энциклопедического словаря юного натуралиста» Использование существительных в текстах разных типов и стилей
Тип речи – описание Стиль речи – научный Всего слов – 62 Существительных – 32 – 51% Прилагательных – 9 – 14% Глаголов – 4 – 6% Использование существительных в текстах разных типов и стилей
Существительные широко используются в текстах разных типов и стилей речи Вывод :
- Эти люди ваши родственники? - Да, - сказал он. - Все эти люди – родственники? - Да, - ответил он. С. Довлатов Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. К.Ушинский Лексический повтор
1)В XII веке в Европе появились первые высшие школы. 2)Их стали называть университетами. 3)Они возникли в тех городах, где были прославленные учителя. 4)Преподаватели читали лекции, которые дополнялись диспутами. 5)Это были состязания в знаниях. Неоправданный лексический повтор
1) Лексический повтор существительного является средством связи предложений, а также средством художественной выразительности.. 2) Для устранения неоправданных повторов в речи вместо существительного употребляются местоимения или синонимы. Выводы:
1)Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра. И. С. Тургенев «Бежин луг» 2)…мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола… И. С. Тургенев «Бежин луг» 3)И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» Художественное сравнение
Имя существительное, как правило, является основой художественного сравнения Вывод:
Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. А. Фет «Ещё майская ночь» Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит… Н. Некрасов «Железная дорога» Зачин текста
Существительное в именительном падеже может быть зачином текста и определять его тему Вывод:
1)Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. 2)Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками… И. С. Тургенев «Бежин луг» 3)В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. А. С. Пушкин «Дубровский» Авторская оценка, отношение автора к предмету
С помощью существительного можно передать авторскую оценку, отношение автора к предмету. Для это служат суффиксы оценки. Вывод: