Макроэкономика. Тема 10. Налоги Малышев Денис Перфильевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Advertisements

ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
Жамбылский Политехнический Колледж. Предмет:Деньги.Финансы.Кредит. Тема:Налоги Выполнила:Эпп Диана Студентка группы 2УиА12-2.
Бюджетно-налоговая политика РФ.
Тема 3. Налоговое устройство и налоговая система РК.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) В совокупный спрос не входит: Инвестиционный спрос.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Хороших налогов не бывает. Уинстон Черчилль, британский премьер-министр.
Кафедра экономики и менеджмента КрасГМУ Лекция 5 Тема: Фискальная политика Тема: Макроэкономическая нестабильность к.э.н. доцент Костенко В.Б.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Разминка Являются ли следующие утверждения верными? Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо вверх. Предложение.
МАКРОЭКОНОМИКА Челябинск 2010 Лекция 2. Основные результаты и показатели национальной экономики.
Макроэкономика. Тема 12. Фискальная политика Малышев Денис Перфильевич.
Распределение доходов в обществе Государственное перераспределение доходов Налоговая система.
Транксрипт:

Макроэкономика. Тема 10. Налоги Малышев Денис Перфильевич

1. Налоговая система и принципы налогообложения 2 ?

Сущность налога Налог это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства Государство должно иметь средства для выполнения своих функций 3

Функции государства определение правил ведения экономической деятельности " правил игры " ( антимононопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, прав потребителей и др.); поддержание экономической стабильности ( борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста ); производство общественных благ ( обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки ); проведение социальной политики ( социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.); борьба с отрицательными внешними эффектами ( экологическая политика и др.). 4

Сущность налога Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги Поскольку услугами государства пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах 5

Элементы налоговой системы субъект налогообложения ( кто должен платить налог ) объект налогообложения ( что облагается налогом ) налоговые ставки ( процент, по которому рассчитывается сумма налога ) Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой Для экономики ею является величина совокупного ( национального ) дохода Y Чтобы рассчитать сумму налога (Tx), следует величину налогооблагаемой базы (Y) умножить на налоговую ставку (t): 6

Принципы налогообложения Были сформулированы еще А. Смитом в его великом произведении « Исследование о природе и причинах богатства народов » (1776 г.) По мнению Смита, налоговая система должна быть : справедливой ( она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных ) понятной ( налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он ) удобной ( налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику ) недорогой ( сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов ) 7

Принципы эффективности и справедливости В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости Налоговая система должна обеспечивать эффективность на микроуровне ( уровне отдельного производителя ), способствуя наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов Справедливость должна быть вертикальной ( это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги ) и горизонтальной ( подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги ) 8

2. Виды налогов 9 ?

Два основных вида налогов прямые косвенные 10

Прямые налоги это налоги на доходы от факторов производства и имущество ( они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом ( прежде всего в качестве факторных доходов ), или денежной оценки принадлежащего ему имущества ) К прямым налогам относятся : личный подоходный налог ( в развитых странах он является основным элементом налоговой системы, обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений ); налог на прибыль ; налог на наследство ; налог на имущество ; налог с владельцев транспортных средств и др. Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик ( тот, кто оплачивает налог ) и налогоноситель ( тот, кто выплачивает налог государству ) это один и тот же агент 11

Косвенные налоги это налоги на товары, услуги и виды деятельности Они представляют собой часть цены товара или услуги Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок ( либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены ), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход К косвенным налогам относятся : налог на добавленную стоимость НДС ( этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России ); налог с оборота ; налог с продаж ; акцизный налог ( подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха ); таможенная пошлина ( включаемая в цену импортных товаров ). 12

Особенность косвенных налогов Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель это разные агенты Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги ( именно он оплачивает налог при покупке ) Налогоносителем является фирма, которая произвела этот товар или услугу ( она выплачивает налог государству ) Неслучайно в Системе национальных счетов данный вид налогов называется косвенными налогами на бизнес 13

Выбор прямых или косвенных налогов В развитых странах наибольшую долю ( примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой косвенные налоги Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов ( которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения ) По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений 14

Автономные и подоходные налоги Автономные ( или аккордные ) налоги ( ) это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода. Подоходные налоги это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле t х У, где t налоговая ставка, У совокупный доход ( национальный доход или валовой внутренний продукт ) 15

Налоговая функция Сумма налоговых поступлений может быть определена по формуле : 16

Средняя и предельная ставка налога Средняя ставка налога это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах : Предельная ставка налога это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на единицу : 17

Пример В экономике действует система налогообложения, при которой доход до 50 тыс. дол. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс. дол. по ставке 50% Если человек получает 60 тыс. дол. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. дол. (50 х 0, х 0,5 = = 15), т. е. 10 тыс. дол. с суммы в 50 тыс. дол. и 5 тыс. дол. с суммы, превышающей 50 тыс. дол. ( т. е. с 10 тыс. дол.) Средняя ставка налога будет равна 15/60 = 0,25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5/10 = 0,5 или 50% 18

Налоговые ставки Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины ВВП или национального дохода В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов ( налогообложения ): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные 19

Пропорциональные налоги Предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прямые налоги ( за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль ) являются пропорциональными 20

Прогрессивные налоги Это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства 21

Регрессивные налоги Это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога ( как в нашем примере ), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов 22

Регрессивный характер косвенных налогов В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является Поскольку косвенный налог это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., лишь 0,05% 23

3. Воздействие налогов на экономику 24 ?

Налоги оказывают влияние на совокупный спрос на совокупное предложение 25

Воздействие налогов на совокупный спрос Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса потребительские и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к : росту потребительских ( так как увеличивается располагаемый доход ) и инвестиционных ( поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций ) расходов поэтому к сдвигу кривой AD вправо ( от AD 1 до AD 2 на рис.), что обусловливает рост реального ВВП ( от Y 1 до Y*) 26

Снижение налогов Снижение налогов как мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен ( от Р 1 до Р 2 ) и поэтому является проинфляционной мерой ( провоцирует инфляцию ) 27

Рост налогов Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса ( сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD 1 до AD 2 на рис.), что обусловливает снижение уровня цен ( от Р 1 до Р 2 ) и объема выпуска ( от Y 1 до Y*) Поэтому в период инфляции, когда экономика " перегрета ", в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов 28

Воздействие налогов на совокупное предложение рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения снижение налогов к росту деловой активности и объема выпуска Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому : 29

Кривая Лаффера Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Рональда Рейгана, один из основоположников концепции " экономики предложения " Артур Лаффер Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость В своем анализе А. Лаффер исходил из налоговой функции Tx = t x Y 30

Кривая Лаффера 31

Смысл кривой Лаффера Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт ), при которой налоговые поступления максимальны ( Тх max) Если увеличить ставку налога ( например, до t 1 ), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся ( до Tx 1 ), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т. е. величина совокупного дохода (Y) 32

Смысл кривой Лаффера Поэтому в целях борьбы со стагфляцией ( одновременным спадом производства и инфляцией ) Лаффер в начале х гг. предложил снизить ставки налога на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на " плохой стороне " кривой ( точка В ) 33

Смысл кривой Лаффера Снижение ставок подоходного налога ( от t 1 до t опт по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности ( роста совокупного предложения ), что одновременно позволило бы решить две проблемы : преодолеть стагфляцию увеличить ( в результате роста налогооблагаемой базы ) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита 34

Смысл кривой Лаффера При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию ( рис. на слайде 27), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер Рост производства ( от Y 1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен ( от Р 1 до Р 2 ) ( рис.) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией 35

Воздействие снижения налогов на совокупное предложение 36

Выводы Налоги являются не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность ( и поэтому на величину запаса капитала ) и способствует росту экономического потенциала, т. е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост 37